18.10.2017
Редакция Naked Science

Сброс жидкостей с МКС сравнили с гейзерами на спутнике Сатурна

Струи жидких отходов и мочи, которые время от времени сбрасываются с космических кораблей и с МКС, могут послужить моделью для изучения водяных гейзеров Энцелада.

encelad0
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

Ледяной спутник Сатурна Энцелад считается одним из самых многообещающих мест для поиска жизни во всей Солнечной системе. Под его толстой блестящей корой скрывается океан жидкой воды, который то и дело выдает себя мощными гейзерами, бьющими из трещин в районе южного полюса.

Недавно завершивший работу зонд Cassini установил их состав (на 93 процента это вода), однако наземным инструментам гейзеры Энцелада недоступны, что сильно затрудняет исследование этого уникального явления. Инструменты Cassini не позволили установить даже распределение размеров ледяных частиц, моментально застывающих на космическом холоде.

Впрочем, многие аспекты функционирования этих гейзеров можно исследовать и непосредственно на околоземной орбите. Такую идею на встрече Американского астрономического общества (AAS) озвучил Ральф Лоренц (Ralph Lorenz), планетолог из Университета Джонса Хопкинса. По его мнению, хороший аналог гейзеров Энцелада дают нам выбросы мочи и жидких отходов с борта космических кораблей и МКС.

В частности, Лоренц упомянул, что в 1989 наземные телескопы наблюдали процесс сброса воды из топливных ячеек космическим шаттлом Discovery. «Часть ледяных частиц имела практически тот же размер, что и само отверстие, – сказал ученый. – Но имелась и группа более мелких частиц, сконденсировавшихся из пара. Возможно, такое же распределение мы увидим и на Энцеладе».

Трубка, сквозь которую жидкости сбрасывались с шаттлов, время от времени обрастала настоящими сталагмитами льда; в 1984 г. один из них достиг длины в 40 см. По мнению Лоренца, подобные сосульки могут вырастать и на спутнике Сатурна, деформируя структуру трещин, сквозь которые бьют гейзеры.

Ледяной кристалл, образовавшийся при сбросе воды из топливных ячеек в ходе первого полета шаттла Discovery в 1984 г., пришлось отламывать роботизированным манипулятором / ©NASA

Кроме того, твердые частицы, соударяясь с оболочкой самого аппарата, оставляют на нем микроцарапины, микротрещины и часть своего материала. По замечанию Лоренца, в 1996 г. на поверхности возвращенного на Землю шаттлом Endeavour японского аппарата JSFU были замечены следы фосфора и серы – видимо, той же мочи, в ходе полета сброшенной с космического челнока. Это значит, что соединения, способные свидетельствовать о наличии жизни, способны сохраняться в ледяных частицах, вылетающих в космос. И это повышает шансы найти их в гейзерах Энцелада.