05.06.2018
Редакция Naked Science

Позднюю стадию рака груди победили с помощью иммунотерапии

Американские онкологи вылечили женщину с поздней стадией рака молочной железы, используя опухоль-инфильтрирующие лимфоциты, полученные из организма пациентки.

cde37c18a6e7eaa68b668e10a181c79a

Специалисты Национального института онкологии США сообщили, что им впервые удалось полностью уничтожить опухоль в груди пациентки с помощью персонализированной иммунотерапии — с болезнью боролись собственные клетки иммунной системы женщины. Метод оказался эффективен на поздней стадии развития заболевания. Процесс лечения описан в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

До начала испытаний нового метода 49-летняя Джуди Перкинс прошла несколько этапов химиотерапии, но все они оказались неэффективными: опухоль в ее правой груди продолжала расти, а в печени и других органах возникали метастазы. По оценкам врачей, она могла бы прожить не больше нескольких месяцев.

Джуди Перкинс после завершения терапии / © Courtesy of Judy Perkins

Метод иммунотерапии, в испытаниях которого участвовала Джуди Перкинс, использует мутации, возникающие и накапливающиеся в раковых клетках. Эти мутации могут влиять в том числе на белки, находящиеся на поверхности пораженных клеток. Иммунная система человеческого организма способна распознавать необычные белки и атаковать раковые клетки, но эта реакция зачастую оказывается слишком слабой и не может справиться с растущей опухолью.

С помощью биопсии онкологи взяли образцы ткани опухоли пациентки и изучили их ДНК, чтобы обнаружить мутации, связанные с появлением аномальных белков в клетках. Затем исследователи изучили опухоль-инфильтрирующие лимфоциты в образцах (tumour infiltrating lymphocytes, TILs) — эти клетки проникают в опухоль из системы кровообращения, чтобы бороться с пораженными клетками, но не всегда справляются с задачей. Онкологи размножили TILs и отобрали те, которые смогут наиболее эффективно распознавать аномальные белки на поверхности раковых клеток. В организм пациентки ввели около 80 миллиардов тщательно отобранных TILs, в то же время она проходила терапию пембролизумабом — препаратом на основе моноклональных антител.

Пораженные участки организма пациентки за неделю до терапии (слева) и через 22 месяца после терапии (справа) / © Nikolaos Zacharakis et al / Nature Medicine

По словам онкологов, сочетание этих способов терапии помогло полностью уничтожить опухоль и метастазы спустя 42 недели, пациентка остается здоровой уже более двух лет. Примечательно, что в клетках опухолей молочной железы происходит сравнительно мало мутаций, позволяющих использовать такую терапию, но лечение все равно оказалось эффективным. Однако эксперты подчеркивают: чтобы уверенно говорить о том, насколько надежен этот метод, необходимо дождаться, пока он поможет большему числу больных.

Ранее группа американских и китайских исследователей разработала нанороботов, блокирующих доступ питательных веществ к опухоли.