Появились слухи о новом сенсационном открытии гравитационных волн — Naked Science
24.08.2017

Появились слухи о новом сенсационном открытии гравитационных волн

В Интернете набирают обороты слухи, исходящие от ученых, работающих с детектором LIGO: похоже, инструмент обнаружил гравитационные волны ранее неизвестного типа.

hires-1

Существование гравитационных волн было выведено из уравнений Общей теории относительности еще при самом Эйнштейне: эти «складки» пространственно-временного континуума возникают в ходе наиболее энергетически мощных событий, взаимодействия чрезвычайно массивных тел. Однако из-за многочисленных технических трудностей их экспериментальные поиски затянулись на столетие, и формальное открытие состоялось лишь в 2015 г., когда детектор LIGO обнаружил гравитационную волну от пары вращающихся друг вокруг друга черных дыр. К настоящему времени на небе удалось зарегистрировать три источника гравитационных волн – все они представляют собой такие пары черных дыр. Параллельно с американским LIGO в Европе за ними следит и детектор VIRGO.

Возможно, именно их тандем принесет в ближайшее время новую замечательную находку: техасский астрофизик Крэг Уилер (Craig Wheeler), работающий с детекторами гравитационных волн, опубликовал недавно в Twitter сообщение: «Новость от LIGO. Источник с оптическим диапазоном. Вы будете потрясены!» Ранее в своем микроблоге выступил и его коллега Энди Хоуэлл (Andy Howell): «Сегодня – как раз такая ночь, когда результаты астрономических наблюдений рассказывают историю намного более интересную, чем все, что когда-либо рассказано людьми».

С этого и начали ходить слухи. Судя по упоминанию оптического диапазона, речь идет об источнике гравитационных волн, который, в отличие от черных дыр, излучает в этой части спектра. Судя по тому, что он испускает гравитационные волны, это должен быть объект достаточно массивный, быстро движущийся и плотный. Все это указывает на потенциальную возможность – пару нейтронных звезд.

По слухам, в настоящее время сразу несколько подходящих телескопов, включая космическую обсерваторию Hubble, проводят наблюдения для подтверждения находки LIGO, поэтому официальное объявление задерживается. Представитель LIGO Дэвид Шумейкер (David Shoemaker) деталей не раскрывает. Он сообщил лишь, что ближе к 25 августа, действительно, должны поступить некие чрезвычайно важные и интересные новые данные – и, возможно, тогда мы узнаем детали.

Впрочем, эксперты уже решили, что речь идет о галактике NGC 4993, расположенной в созвездии Гидра на расстоянии около 130 млн световых лет. Там расположена известная пара нейтронных звезд, за которыми на днях наблюдал Hubble: некоторое время полученные снимки находились, как обычно, в открытом доступе, однако позднее были удалены. Остается лишь ждать.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.