Пингвины в пробке — Naked Science

Пингвины в пробке

Движение пингвинов в стае напоминает автомобильную пробку.

7128607719_01f247b7fb_o

Если вы считаете свою жизнь невыносимой, попробуйте представить себя в шкуре императорского пингвина. Это ? единственное позвоночное животное, способное обитать и размножаться в адских условиях антарктической зимы. Температура здесь порой опускается ниже -50 °C, а скорость ледяного ветра превышает 200 км/ч.

Чтобы выживать в такую погоду, да еще и согревать птенцов в яйцах, самцы пингвинов сбиваются в плотные стаи, нередко состоящие из тысяч птиц, прижимающихся друг к другу, чтобы согреться. У императорских пингвинов именно самцы ответственны за высиживание яиц в течение большей части зимы, пока их подруги отправляются к воде, чтобы набраться сил. И чтобы сохранить достаточную плотность в стае, пингвины ведут себя в точности как водители в плотной пробке: то тормозят, то чуть движутся вперед.

Больших усилий от пингвинов это не требует: как показало компьютерное моделирование их поведения, проведенное немецкими учеными, каждому отдельному самцу достаточно переместиться на 2 см, чтобы соседи подвинулись к нему плотнее. Это движение начинается где-нибудь в стае каждые 30-60 секунд и распространяется по ней, как волна, играя важнейшую роль в пингвиньей защите от ужасного холода. К тому же такие «волны» помогают не столь многочисленным группам самцов понемногу сливаться вместе, образуя обширные, лучше защищенные стаи.

Ученые обнаружили, что для описания этих перемещений в стае формулы, созданные для моделирования транспортного потока в пробке, подходят как нельзя лучше. Если, конечно, учитывать некоторые важные отличия: например, движение может начаться с любого из пингвинов, и распространяться в любом направлении, а не только вперед. Для инициации его достаточно разрыва между птицами в 2 см ? примерно вдвое толще шубы из перьев, которыми защищены императорские пингвины.