Эксперты о квантовых компьютерах
10.12.2013
Редакция Naked Science

Кому старость ? в радость

Не все живые организмы с возрастом дряхлеют и слабеют.

6280911060_884060e047_b

Чем старше мы становимся, тем ближе наша смерть. С возрастом это можно ощутить физически, самым непосредственным образом. Но некоторые другие животные ? например, микроскопические водные гидры, раки-отшельники или моллюски-галиотисы ? могут жить весьма и весьма долго, при этом ничуть не теряя ни здоровья, ни даже фертильности ? способности производить потомство.

Интересное исследование на эту тему провели Оуэн Джонс (Owen Jones) и его коллеги из Дании. Рассмотрев демографические паттерны 46-ти различных видов живых организмов, ученые показали, что и в процессе старения они могут применять совершенно разные стратегии, причем дряхление и рост смертности ? вовсе не обязательные спутники преклонных лет.

Микроскопическая водная гидра

©Flickr/ Antje

Авторы рассмотрели данные 11-ти видов млекопитающих и 12-ти видов других позвоночных, 10-ти беспозвоночных, 12-ти сосудистых растений и водорослей. Для начала они провели сравнительно простую операцию: для каждого отрезка жизни организма оценили смертность в сравнении со смертностью для всего времени его жизни в целом.

Для 24-х видов картина получилась знакомой: с возрастом и дряхлением организма смертность резко увеличивается ? к этой группе относятся все млекопитающие. А вот для других видов смертность с возрастом растет не так быстро ? здесь группируются растения. Птицы и беспозвоночные распределены по этой шкале довольно беспорядочно.

Отдельные исключения способны особенно озадачить: скажем, у пустынных черепах-гоферов и у мангровых авицений с годами смертность, наоборот, падает: пик смертности у них приходится на сравнительно юный возраст.