Раки чувствуют боль — Naked Science
12.03.2014
Редакция Naked Science

Раки чувствуют боль

Большинство любителей вареных раков, кидая их живьем в кипящую воду, утешают себя мыслью, что бедняги все равно при этом ничего не чувствуют. Оказывается, это не совсем так.

Lobster Cooking

Ранее считалось, что ракообразные, например, омары или креветки, не способны испытывать болезненные ощущения. Новое исследование, возглавляемое Робертом Элвудом, доказывает, что раки могут чувствовать боль. Правда, речь идет не о той боли, которую испытывают люди.

Специалисты считают, что очень сложно говорить о болезненной реакции, поскольку само понятие боли не до конца определено. Реакция живого существа на воздействие, при котором человек испытывает болезненные ощущения, отнюдь не доказывает, что подопытное животное также чувствует боль.

Ответная реакция может быть результатом рефлекторного движения. При рефлексе сигналы не достигают мозга и обходят часть нервной системы, ответственную за боль.

Ученые провели ряд опытов на креветках, обрабатывая их усики-антенны раствором уксусной кислоты. Исследователи обнаружили, что креветки начинают чистить свои антенны при помощи сложных и длительных движений передней пары ножек, стоит кислоте попасть на усики.

Если же к усикам заранее применялся местный наркоз, то креветка значительно меньше заботилась об очистке своих антенн от кислоты.

Эксперты пришли к выводу, что поведение подопытных креветок свидетельствует о наличии некоего подобия центральной нервной системы.

Подобные опыты были также проведены с береговыми крабами. Эти животные ведут ночной образ жизни и прячутся от дневного света. Экспериментаторы подготовили для них несколько укрытий, некоторые из которых были способны проводить электричество.

С помощью электрошока крабов заставляли покидать свои жилища. При этом ученые заметили, что пострадавшие крабы чаще всего на следующий день искали себе другое убежище для дневного отдыха.

Такое поведение свидетельствует о том, что ракообразные перестраивают свое поведение, получив неприятный опыт, как это делают другие животные, испытавшие болезненные ощущения.

Проведенные эксперименты все еще не доказывают, что ракообразные способны испытывать боль, но ученые надеются, что полученные сведения помогут изменить отношение людей к этим животным.