Палеобиологи опровергли «пластинокожую» теорию зубов

Палеобиологи опровергли «пластинокожую» теорию зубов

Австралийские ученые опровергли теорию о формировании первых истинных зубов у плакодерм. Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

ah1p2507_yuzhi_yu

Плакодермы (Placodermi) — класс пластинокожих рыб, живших в период с раннего силура до конца девона (374–440 миллионов лет назад). Считается, что плакодермы были одними из первых позвоночных, у которых — из жаберных дуг рыбообразных — развились челюсти. Первые истинные зубы, предположительно, также могли появиться у плакодерм: они представляли собой зубные пластины, сформированные вокруг наростов из дентина и эмалевидной поверхности.

В основу предположения легло исследование, проведенное в 2015 году. Тогда международная группа палеобиологов проанализировала останки плакодермы Romundina stellina с помощью трехмерной рентгенографии. Результаты показали наличие в черепе рыбы структур, отделенных линиями и, вероятно, расширяющихся по мере ее роста. Эти наросты стали наиболее древним свидетельством формирования истинных зубов.

В новой работе ученые реконструировали челюсти плакодермы Buchanosteus с помощью 3D-принтера. Это позволило преодолеть основную трудность таких исследований: провести достоверные различия между кожными и истинными зубами по останкам 400-миллионолетних ископаемых. Несмотря на то, что морфологически зубы Buchanosteus были более развиты, чем у R. stellina, они также не являлись истинными. Расположенные в ряд, зубы Buchanosteus все еще представляли собой покрытые кожей наросты на общей зубной пластине.

Ученые намерены продолжить поиски общего предка животных, челюсти которых были впервые оснащены истинными зубами. В частности, они предполагают, что такой предок мог появиться позднее плакодерм.

Современные представления о Вселенной опираются на то, что первое поколение звезд должно резко отличаться от нынешних – быть много массивнее, и содержать мало тяжелых элементов. Именно такие светила должны были наработать вещества тяжелее лития, без которых невозможны ни жизнь, ни твердые планеты. Однако новая работа не нашла никаких признаков таких объектов вплоть до глубокой древности, ставя вопрос о том, как же могли сформироваться современные звезды, типа нашего Солнца.