Новый имплантат сетчатки остановил возрастное ухудшение зрения — Naked Science

Новый имплантат сетчатки остановил возрастное ухудшение зрения

Американские ученые испытали имплантат для больных возрастной макулодистрофией, созданный с использованием стволовых клеток. С помощью новой технологии удалось остановить ухудшение зрения у четырех пациентов.

amd

В США успешно протестировали имплантат из клеток пигментного эпителия сетчатки, созданный для пациентов с возрастной макулодистрофией — одной из самых распространенных причин слепоты у людей старше 55 лет. У четырех пациентов, прошедших процедуру, ухудшение зрения остановилось. Статья о тестировании опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Первые симптомы возрастной макулодистрофии — затуманивание зрения и трудности при чтении и распознавании лиц. Ученые дискутируют о причинах появления макулодистрофии, в 2016 году ее связали с мутациями белка MAP-2. Возрастная макулодистрофия поражает желтое пятно глаза: зону сетчатки, связанную с наибольшей остротой зрения. При этом страдает пигментный эпителий — один из слоев сетчатки. Он обеспечивает питательными веществами фоторецепторы глаза — палочки и колбочки, а также увеличивает разрешающую способность глаза, отфильтровывая рассеянный свет.

Новый имплантат состоит из слоя клеток пигментного эпителия, полученных из стволовых клеток человека. Их высадили на тонкую полимерную подложку, имитирующую мембрану Бруха, — внутренний слой сосудистой оболочки глаза, к которому прилегает пигментный эпителий. Ранее имплантат, выполненный по той же технологии, успешно проверили на грызунах.

Для испытаний отобрали пятерых пациентов с «сухой» макулодистрофией — этой формой страдают до 90% заболевших. Имплантацию прошли четверо, после процедуры за состоянием пациентов наблюдали от четырех месяцев до года. Все операции были успешными, отторжения клеток ученые не зафиксировали. Томография показала, что пересаженные клетки постепенно интегрировались в собственную ткань глаза. После операции зрение не ухудшалось: у одной женщины началось заметное улучшение — она смогла прочитать 24 буквы офтальмологической таблицы LogMAR, хотя прежде могла разобрать только семь. При этом зрение пациента, который не проходил имплантацию, упало.

Глаз до и после имплантации / © A.H. Kashani el al., Science Translational Medicine

Этот эксперимент — первая фаза испытаний нового метода. Ученые планируют провести тестирование с участием большего числа пациентов с макулодистрофией.

Ранее ученые из Оксфорда создали мягкую искусственную сетчатку.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.