Новый имплантат сетчатки остановил возрастное ухудшение зрения — Naked Science

Новый имплантат сетчатки остановил возрастное ухудшение зрения

Американские ученые испытали имплантат для больных возрастной макулодистрофией, созданный с использованием стволовых клеток. С помощью новой технологии удалось остановить ухудшение зрения у четырех пациентов.

amd

В США успешно протестировали имплантат из клеток пигментного эпителия сетчатки, созданный для пациентов с возрастной макулодистрофией — одной из самых распространенных причин слепоты у людей старше 55 лет. У четырех пациентов, прошедших процедуру, ухудшение зрения остановилось. Статья о тестировании опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Первые симптомы возрастной макулодистрофии — затуманивание зрения и трудности при чтении и распознавании лиц. Ученые дискутируют о причинах появления макулодистрофии, в 2016 году ее связали с мутациями белка MAP-2. Возрастная макулодистрофия поражает желтое пятно глаза: зону сетчатки, связанную с наибольшей остротой зрения. При этом страдает пигментный эпителий — один из слоев сетчатки. Он обеспечивает питательными веществами фоторецепторы глаза — палочки и колбочки, а также увеличивает разрешающую способность глаза, отфильтровывая рассеянный свет.

Новый имплантат состоит из слоя клеток пигментного эпителия, полученных из стволовых клеток человека. Их высадили на тонкую полимерную подложку, имитирующую мембрану Бруха, — внутренний слой сосудистой оболочки глаза, к которому прилегает пигментный эпителий. Ранее имплантат, выполненный по той же технологии, успешно проверили на грызунах.

Для испытаний отобрали пятерых пациентов с «сухой» макулодистрофией — этой формой страдают до 90% заболевших. Имплантацию прошли четверо, после процедуры за состоянием пациентов наблюдали от четырех месяцев до года. Все операции были успешными, отторжения клеток ученые не зафиксировали. Томография показала, что пересаженные клетки постепенно интегрировались в собственную ткань глаза. После операции зрение не ухудшалось: у одной женщины началось заметное улучшение — она смогла прочитать 24 буквы офтальмологической таблицы LogMAR, хотя прежде могла разобрать только семь. При этом зрение пациента, который не проходил имплантацию, упало.

Глаз до и после имплантации / © A.H. Kashani el al., Science Translational Medicine

Этот эксперимент — первая фаза испытаний нового метода. Ученые планируют провести тестирование с участием большего числа пациентов с макулодистрофией.

Ранее ученые из Оксфорда создали мягкую искусственную сетчатку.