Возрастную слепоту связали с белком альцгеймеровского типа — Naked Science

Возрастную слепоту связали с белком альцгеймеровского типа

Британские ученые обнаружили, что мутации белка MAP-2, связанного с болезнью Альцгеймера, могут приводить к возрастной макулодистрофии. Результаты работы представлены в журнале Experimental Eye Research.

Макулодистрофия — группа необратимых заболеваний, при которых из-за нарушения кровоснабжения поражается сетчатка глаза. Макулодистрофия считается основной причиной слепоты у пожилых людей, однако механизмы ее развития изучены недостаточно. Известно, что факторами риска в этом случае являются раса и наследственность. Так, предыдущие исследования показали, что возрастная дисфункция зрения чаще встречается у европейцев и связана с мутацией гена SERPING1 (C1NH), кодирующего С1-ингибитор.

Ряд работ также указывают на связь макулодистрофии с накоплением в сетчатке глаза бета-амилоидов — пептидов, которые, предположительно, провоцируют болезнь Альцгеймера. В новой работе ученые из Саутгемптонского университета проанализировали молекулярные изменения при макулодистрофии в клетках нейроэпителия (R28) сетчатки мышей. Для этого клетки обрабатывались человеческими бета-амилоидами или контрольным веществом, после чего, спустя восемь дней, проводилось гистологическое исследование.

Результаты показали, что уже спустя 60–90 минут в сетчатке особей, которые обрабатывались бета-амилоидами, появлялись протофибриллы. Через 24 и 48 часов авторы наблюдали резкое распространение самих нейрофибриллярных клубков. Анализ генетической экспрессии позволил им выявить маркеры аномалии: мутации протеинкиназы С-альфа, кальбиндина, а также белка, ассоциированного с микротрубочками (MAP-2). Кроме того, ученые впервые продемонстрировали, что клетки R28 экспрессируются кальретинином.

Предварительный механизм влияния бета-амилоидов на нейрон. / © George Taylor-Walkera et al., Experimental Eye Research, 2016

После этого бета-амилоиды вводили здоровым мышам. Спустя восемь дней у них также наблюдались признаки развития заболевания. Исследователи отмечают, что высокая скорость, с которой пептиды распространились в сетчатке животных, стала неожиданностью. Полученные данные проясняют роль бета-амилоидов в возрастной макулодистрофии. Следующим шагом станет определение путей, по которым эти белки проникают в сетчатку глаза, и разработка мер, направленных на предотвращение их биосинтеза.

MAP-2 — рекомбинантный белок человека, который управляет микротрубочками в клетках. Он входит в одну группу с тау-белком (MAPT), часто встречающимся в нейронах центральной нервной системы (ЦНС). При болезни Альцгеймера тау-белок прекращает стабилизировать микротрубочки и гиперфосфолируется, в результате чего в нейронах образуются нейрофибриллярные клубки — скопления нерастворимого белка. Мутации MAPT могут возникать как последствие черепно-мозговой травмы или контакта с тяжелыми металлами, например ртутью.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Международная команда ученых провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала распространенность табакокурения, связанных с ним болезней и их последствий для 204 стран с 1990 по 2019 год.

Новейшую российскую колесную боевую машину «Бумеранг» наделили возможностью дистанционного управления при помощи мобильного телефона. Ранее стало известно, что Россия хочет получить робототехнические средства, сравнимые по огневой мощи с танками.