Лекарство от рассеянного склероза уменьшило атрофию мозга, но вызвало головные боли — Naked Science
30.08.2018
Редакция Naked Science

Ученые сохранили пациентам часть нервной ткани, но пока не известно, насколько это критично.

Исследователи из Национального института здоровья США (NIH) провели вторую фазу клинических испытаний препарата Ибудиласт (Ibudilast). Он помог сохранить часть нервных клеток, но вызвал побочные эффекты, такие как диарея и головные боли. Работа опубликована в журнале New England Journal of Medicine.

Рассеянный склероз — хроническое аутоиммунное заболевание, которое повреждает белое вещество (пучки аксонов) и приводит к атрофии нервной ткани. Считалось, что основной причиной потери нейронов служит поражение миелиновой оболочки — электроизолирующей ленты, покрывающей аксон, однако недавние исследования показали, что существует иной подтип рассеянного склероза, который приводит к гибели нейронов без поражения миелиновой оболочки.

Поскольку основная причина заболевания так и не найдена, нет и эффективного лекарства, но ученые все еще ищут новые способы борьбы. Одним из них может быть Ибудиласт — противовоспалительный препарат, зарегистрированный в Японии и Южной Корее с 1989 года. Нейрофизиологи провели его клинические испытания, сравнив действие с эффектом плацебо.

Исследователи случайным образом разделили 255 пациентов на две группы. Представители первой получали до ста миллиграмм Ибудиласта в день, а вторым давали плацебо. Эксперимент проходил в течение 96 недель (двух лет). Каждые шесть месяцев участники проходили МРТ-сканирование: таким образом ученые следили за прогрессированием заболевания.

Изменение атрофии мозга в обеих группах / ©New England Journal of Medicine

Результаты показали, что те пациенты, которые принимали настоящий препарат, потеряли за два года на 2,5 миллилитра нервной ткани меньше, чем принимавшие плацебо. При этом объем среднего мозга человека равен 1 350 миллилитрам. Пока авторы затрудняются сказать, отразилась ли эта разница на прогрессировании внешних симптомов и поведении, но они отметили наиболее распространенные побочные эффекты: тошнота, диарея, головные боли и депрессия. Тем не менее доктор Роберт Дж. Фокс (Robert J. Fox), курировавший исследование, настроен оптимистично и считает, что работа поможет эффективнее провести следующие испытания.

Ранее биологи из Сегедского университета (Венгрия) и Института Аллена (США) обнаружили в коре головного мозга человека новый тип интернейронов.