«Кассини» снял шестигранный вихрь на Сатурне — Naked Science
06.12.2013

«Кассини» снял шестигранный вихрь на Сатурне

Космический аппарат «Кассини» смог заснять уникальный шестигранный вихрь вокруг северного полюса Сатурна. Эта буря в два раза мощнее самого большого урагана, который когда-либо фиксировали на нашей планете – такого погодного явления нет нигде в пределах Солнечной системы.

pia17652_4

Астрофизикам впервые удалось  увидеть, каким бывает сезон бурь на Сатурне и рассмотреть стихию в деталях. В течение 10 часов космический зонд «Кассини» делал фотографии шторма, и передавал эти снимки на Землю в высоком разрешении.

Гигантский газовый шар вокруг северного полюса Сатурна имеет форму правильного шестигранника, внутри которого – воронка и небольшие вихри, вращающиеся в обратном направлении.

©NASA/JPL-Caltech/SSI/Hampton University

– Как и на Земле, молния создается в водных облаках, где падающий дождь и град создают электричество. Загадка в том, почему Сатурн держит энергию в течение многих десятилетий и выпускает ее всю сразу? Это поведение не похоже на то, что происходит на Юпитере и Земле, где бывают многочисленные штормы, происходящие в любой момент, – говорит  руководитель группы обработки изображений «Кассини» Каролин Порко.

Ещё в 1980 году астрономы заметили шестиугольник вокруг Сатурна на снимках «Вояджера», но внимательно изучить их тогда не удалось.

Ранее, в 2010 году, на Сатурне наблюдался очередной гигантский шторм, который продолжался 200 дней. Он вполне мог бы полностью поглотить космическое тело размером с Землю.

– Этот новый шторм имеет абсолютно неизвестную природу по сравнению с чем-либо, что мы видели на Сатурне с «Кассини» ранее. Тот факт, что подобные штормовые вспышки являются эпизодическими и продолжают происходить на Сатурне каждые 20-30 лет, говорит нам о процессах, происходящих под поверхностью планеты. И мы должны выяснить, что это за процессы, – говорит астрофизик Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Кунио Сайанаги.

Шестигранный шторм, по мнению ученых, никак нельзя сравнить с земными бурями. Он скорее похож на активность вулкана. Давление внутри Сатурна десятилетиями нарастает, после чего бурей прорывается наружу. Однако ученые отмечают, что препятствий, сдерживающих извержение, на планете нет. В этом противоречии и скрывается одна из тайн Сатурна.

©NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

– Земля покрыта материками, океанами, она неровная, поэтому циклоны бродят сумбурно. А Сатурн – газовый, абсолютно ровный, все области вокруг полюса одинаковые, и циклончики ровненько уложились – 6 штук вокруг полюса. И образовали такую гайку, – говорит старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Владимир Сурдин.

По прогнозам ученых, шестигранный шторм может продолжаться десятилетия и даже столетия.

©NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

– По мере приближения летнего солнцестояния Сатурна в 2017 году, условия освещения над ее северным полюсом будут улучшаться, и мы рады, что это позволит отслеживать изменения, происходящие как внутри, так и за пределами шестиугольника, – говорит Скотт  Эджингтон из  Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory – JPL)  NASA в Пасадене  (Калифорния).

Миссия зонда «Кассини», запущенного в 1997 году, должна завершиться в сентябре 2017 года.