06.12.2013
Редакция Naked Science

К Луне через Венеру

Исследование Венеры может поставить точку в дебатах о происхождении Луны.

701889main_moon_image
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

Сегодня подавляющее большинство ученых сходятся в том, что Луна образовалась около 4,5 млрд лет назад из вещества, выброшенного на околоземную орбиту в результате столкновения прото-Земли с крупным небесным телом. Однако детали этого процесса остаются во многом спорными.

В своем классическом виде Теория гигантского столкновения, появившаяся в 1970-е, говорила о том, что небесное тело имело размеры лишь втрое меньше Земли (примерно с Марс), и сблизилось с ней на сравнительно низкой скорости. Из этого следует, что Луна должна состоять, в основном, из вещества самого ударного тела. Однако исследования лунных пород показали, что это не так: верхние слои Земли и ее спутника поразительно близки по своей геохимии.

«Довольно трудно представить, чтобы ударивший объект имел ровно тот же состав, что и молодая Земля, ? замечает астрофизик Робин Кэнап (Robin Canup). ? Например, изотопный состав кислорода на Марсе отличается от земного в пятьдесят раз. Если то тело имело свой отличный состав, его следы должны обнаруживаться на Луне и сегодня».

Робин и ее коллеги как раз заняты созданием новых моделей того гигантского столкновения, таких моделей, которые лучше согласовались бы с наблюдаемыми фактами. В прошлом году они выступили с довольно неожиданной гипотезой, согласно которой в столкновении участвовали два тела ? прото-Земля и ударный объект ? примерно равных масс, примерно вдвое меньше современной Земли. Их вещество перемешалось, сложившись в итоге в знакомую нам планету и ее естественный спутник.

Надо сказать, не все специалисты подходят к проблеме столь радикально. Скажем, сотрудники института SETI подсчитали, что ударное тело вполне могло иметь марсианские размеры и привести к той Луне, которую мы имеем, при условии, что Земля в ту эпоху вращалась гораздо быстрее. Если сутки на планете тогда длились 2-3 часа, то удар вполне мог выбить с нее достаточно вещества, чтобы Луна смогла сформироваться (масса Луны составляет 1,2% земной). Ну а после этого гравитационные взаимодействия со спутником вполне могли замедлить и стабилизировать вращение планеты.

И это ? лишь пара примеров: на самом деле, гипотез гигантского столкновения намного больше, и понять, какая из них справедлива, до сих пор не удается. Вот если бы удалось каким-то образом установить состав того загадочного ударного тела! Впрочем, Робин Кэнап и ее команда придумали, как это можно сделать: надо обратиться… к Венере.

«Изотопный состав Венеры ? планеты, наиболее близкой к Земле по массе и по расстоянию от Солнца ? мы не знаем до сих пор, ? пишет ученая. ? Если она похожа на Землю и Луну, то Марс можно счесть исключением, и предположить, что состав того ударного тела был таким же».

Однако чтобы проделать такую работу, к соседней планете понадобится отправить новую космическую миссию. Задача эта не из простых: напомним, что у красавицы-Венеры весьма злобный характер. Атмосфера планеты горяча, давление высоко, мощнейшие бури разносят плотные непроницаемые облака, полные едкой серы. Ни один из зондов, которым довелось спускаться сквозь этот ад, не выдержал на поверхности Венеры более пары часов. Так что тайна происхождения Луны может еще долго оставаться тайной ? правда, уже по вине Венеры.