История шоколада оказалась древнее цивилизаций Центральной Америки — Naked Science

История шоколада оказалась древнее цивилизаций Центральной Америки

Находки археологов перенесли начало использования какао-бобов на 1500 лет в прошлое, в джунгли верхнего течения Амазонки.

cacao0

Появление шоколада принято относить к цивилизации майя и другим древним цивилизациям Центральной Америки и Мезоамерики, которые культивировали и использовали какао-бобы примерно 3900 лет назад. Однако новые данные указывают, что еще на 1500 лет раньше плоды какао начали употреблять представители культуры майо-чинчипе, жившие к тому же намного южнее — на территории современного Эквадора. Находка, описанная в статье для журнала Nature Ecology and Evolution, датируется возрастом 5500 лет.

Профессор Университета Британской Колумбии Майкл Блейк (Michael Blake) и его соавторы работали на восточном склоне Анд, на широко известном археологическом участке Санта-Ана. Раскопки здесь начались в 2002 году, и именно они стали ключевыми для описания неолитической культуры майо-чинчипе, существовавшей здесь до 1700 года до нашей эры. Сама память об этих людях канула в лету, но, видимо, именно от них нам остался шоколад.

Изучив местные артефакты, включая каменные ступы и керамические миски, кувшины и тому подобное, в шести из них ученые заметили следы волокон растений группы какао (шоколадного дерева). А в 25 керамических и 21 каменном артефакте сохранились остатки теобромина — важнейшего вещества какао-бобов. Наконец, в местной керамике найдены фрагменты старой митохондриальной ДНК обычного домашнего шоколадного дерева Theobroma, а также его близкого дикого родственника Herrania.

На карте показан естественный ареал деревьев Theobroma; цвет указывает на их местное видовое разнообразие. Голубыми метками показаны археологические находки в Центральной и Южной Америке; SALF — Санта-Ана (Santa Ana  – La Florida) / ©Zarrillo et al., 2018

Радиоуглеродный метод позволил датировать некоторые из таких артефактов возрастом более 5300 лет. Сам облик многих сосудов, в которых сохранились следы какао-бобов, выделанных и отделанных с особой тщательностью, указывает на важность этих растений в жизни индейцев каменного века. Возможно, благодаря выраженному воздействию на психику они использовались во время религиозных ритуалов и церемоний.

Ранее существовали лишь косвенные указания на употребление какао в Эквадоре задолго до появления цивилизаций Мезоамерики. Так, известна древняя керамика с узнаваемыми изображениями какао-бобов, да и леса верхней Амазонии — ключевое место произрастания деревьев группы Theobroma (22 вида) и Herrania (17 видов). Новое открытие дополняет этот список самыми прямыми свидетельствами.

Ракушки и другие артефакты, в изобилии встречающиеся на Санта-Ана, указывают на активную торговлю, которую вели индейцы майо-чинчипе. Возможно, именно так Theobroma «мигрировали» и к северу, где впоследствии стали одним из культовых элементов высокоразвитых культур Мезоамерики. Ну и уже много позже, когда и культура майо-чинчипе, и даже майя исчезли, — шоколад завоевал весь мир.

Чем крупнее звезда, тем в норме больше средний радиус ее планет. До недавних пор причины этого были не вполне ясны. Сейчас астрономы показали, что ситуацию нельзя объяснить только тем, что у крупных звезд массивнее и планеты: как оказалось, важную роль играет совсем другой фактор.

Новый самолет будет иметь боевой радиус 1500 километров, а его боевая нагрузка превысит семь тонн.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Американские ученые выяснили, что всего семь процентов нашего генома характерны исключительно для Homo sapiens: все остальные его части были такими же, как у людей других видов, а также более далеких предков.