Исследование подтвердило, что животные могут предсказывать землетрясения — Naked Science
Мария Кривоченко

Исследование подтвердило, что животные могут предсказывать землетрясения

Ученые давно догадывались, что животные предчувствуют землетрясения. Но до сих пор доказать это не получалось: одних наблюдений за тем, как их поведение меняется перед катаклизмом, не хватало. Группа европейских исследователей, наконец, смогла объяснить этот феномен.

Ученые отметили, что коровы оставались необычайно спокойными во время землетрясений / © Reel Big Sish

Землетрясения представляют серьезную угрозу для людей и окружающей среды. Кроме того, они всегда начинаются неожиданно: надежных систем оповещения, которые предсказывали бы магнитуду, местоположение и время землетрясения хотя бы за несколько часов, не существует.

Сегодня его способны предсказать на основе данных наблюдения за местностью и оценки ее сейсмической активности, но даже такой анализ можно провести не везде — информация об активности регионов собирается только последние сто лет, причем далеко не по всем из них. Системы раннего предупреждения присылают исключительно сводки о возможной опасности.

Аномальное поведение животных незадолго до стихийных бедствий люди заметили давно. Например, землетрясение в китайском уезде Хайчэн в 1975 году было предсказано как раз благодаря наблюдениям за змеями и крысами, которые спешно покидали свои норы. Местные власти обратили внимание на их странное поведение и эвакуировали жителей за день до катастрофы. Несмотря на то что таких случаев достаточно много, данных для полноценного статистического анализа не хватало.

Новое исследование Института изучения поведения животных Общества Макса Планка, наконец, подтвердило, что животные способны предчувствовать катастрофы. Результаты опубликованы в журнале Ethology.

a) карта, показывающая места землетрясений в октябре–ноябре 2016 года в центральной Италии.  Концентрические круги показывают область, где землетрясения были замечены людьми. б) детальная карта, показывающая эпицентры землетрясений, изученных в ходе текущего исследования, и расположение фермы, где изучались животные.  c) пример помеченной коровы в стойле. Датчик находится на ошейнике. / © Martin Wikelski. Ethology

Чтобы доказать это, было необходимо соблюсти три условия: животные должны точно определять признаки приближающегося землетрясения, менять свое поведение, постоянно реагировать определенным образом и их поведение каждый раз должно существенно отличаться от обычного. Во многих докладах эти условия не были учтены.

Ученые под руководством Мартина Викельски снабдили датчиками несколько видов потенциально чувствительных к землетрясениям животных с фермы в деревне Каприлья в Италии (это были шесть коров, пять овец и две собаки). За время наблюдений, с октября 2016 года по апрель 2017-го, в регионе произошло больше 18 тысяч толчков с магнитудой до 6.6 по шкале Рихтера. Группа отобрала те, которые влияли на активность в зоне исследования: это были либо толчки, происходящие вблизи фермы, либо далекие, но достаточно сильные, чтобы вызвать подвижки почвы.

Затем ученые изучили поведение животных и сопоставили полученные данные с картой сейсмической активности. Выяснилось, что оно меняется примерно за один-двадцать часов: чем ближе животное находилось к эпицентру, тем раньше оно начинало реагировать на подземные толчки. При этом оказалось, что распознать изменения в поведении животных, находящихся в группе, проще, чем у отдельных особей.

Пока ученым не удалось установить, что именно заставляет их проявлять необычную активность, — нужны дополнительные, более масштабные исследования. Но они уверены, что постоянное наблюдение за животными может помочь в разработке системы краткосрочного прогнозирования землетрясений.

Мария Кривоченко