Планеты в звездной тени — Naked Science

Планеты в звездной тени

Похожий на гигантский подсолнух космический зонтик поможет открыть тысячи новых далеких планет.

starshade20140320

«Звездной тенью» (Starshade) авторы называют проект совершенно необычного космического аппарата New Worlds Mission (Миссия «Новые миры»), который, возможно, отправится на орбиту через несколько лет. Раскрыв здесь свои огромные лепестки, он скроет собой свет звезд и позволит телескопам вести поиски новых экзопланет.

Пока что аппарат находится на самых ранних стадиях разработки, но планируется, что он существенно расширит возможности по поиску экзопланет у не слишком далеких звезд и, быть может, позволит непосредственно наблюдать их атмосферы и искать признаки существования жизни. «Это такой экран в космосе, ? поясняет один из авторов проекта Сара Сигер (Sara Seager). ? Он блокирует излучение звезды, и на телескоп попадает только свет, отраженный самой планетой… Это пока единственный способ, позволяющий искать планеты-двойники Земли с помощью не слишком мощных телескопов».

По оценке разработчиков Starshade, обойдется миссия в 1 млрд долларов и позволит в течение трех лет провести самые тщательные поиски в окрестностях 55-ти достаточно ярких звезд. По мнению Сары Сигер, у 22-х из них можно рассчитывать найти планеты. Конечно, цифры не столь впечатляющие, к каким мы уже привыкли, читая об обнаружении все новых экзопланет. Однако реализация такой миссии тоже оказывается в несколько раз проще и дешевле, нежели создание очередного огромного астрономически стоящего космического телескопа. «Это может звучать странно, ? добавляет Сигер, ? но телескоп подойдет практически любой».

Прототип «лепестка»: предполагается, что на орбите они раскроются, чтобы скрыть собой свет далеких звезд и облегчить охоту за планетами

©NASA/Doug Lisman

Однако создание самой «звездной тени» представляет собой неординарную инженерную задачу. Предполагается, что экран должен быть запущен вместе со спутником, несущим несложный телескоп. Уже на орбите они должны разойтись на некоторое расстояние и точно сориентироваться друг относительно друга. По проекту, сам экран будет иметь размеры порядка десятков метров в поперечнике, и расположится от телескопа на расстоянии порядка десятков тысяч километров.