03.06.2014
Редакция Naked Science

«Магнитная сперма» поможет при искусственном оплодотворении

Минироботы в форме сперматозоидов с металлической головкой – новая разработка голландских ученых – управляются при помощи электромагнитного поля и быстро достигают намеченной цели.

80_MagnetoSperm_APLfront_v2

Впервые удалось создать спермоподобных роботов, которыми можно управлять при помощи магнитов. Миниатюрные устройства обладают металлической головкой и гибким телом, по длине лишь в шесть раз превосходящим человеческий сперматозоид.

При помощи слабого магнитного поля (примерно как у сувенирных магнитов на холодильнике) ученые заставили робота «плыть» в нужном направлении к указанной цели.

Сперматозоиды, как и многие бактерии, снабжены жгутиками, с помощью которых они двигаются в жидкости. В ранних исследованиях уже делались попытки присоединить магнитный «жгутик» к красным кровяным клеткам, или же управлять настоящими сперматозоидами, помещенными в металлические микротрубки.

Новое устройство изготовлено из прочного и гибкого полимерного материала, а на его головку методом электронно-лучевого испарения нанесен тончайший металлический слой. Именно благодаря этому слою «сперматозоидом» можно управлять с помощью магнитного поля, производимого катушками электромагнита.

Магнитная головка ориентирует «сперматозоид» в определенном направлении, а затем, взмахивая жгутиком, устройство начинает двигаться вперед. Движения жгутика провоцируются изменениями в электромагнитном поле.

– Доктор Сартак Мисра, университет Твенте (Нидерланды)

Сравнение с биологическими аналогами пока не в пользу миниробота: его скорость составляет примерно половину собственной длины в секунду, в то время как человеческий сперматозоид за то же время преодолевает 2-3 мм, т. е. больше длины своего тела.

Главное достижение исследователей – возможность точного управления движениями миниробота. С помощью точно выверенных компьютером изменений магнитного поля, специалисты умело доводили свое творение до цели.

А это значит, что «магнитные сперматозоиды» могут получить широкое применение в нанотехнологиях для позиционирования требуемых материалов, равно как и в медицине.

Наше изобретение открывает ряд возможностей, например, для направленной доставки лекарственных средств к определенному месту в человеческом организме или же при экстракорпоральном оплодотворении.

– Доктор Сартак Мисра, университет Твенте (Нидерланды)