Стресс во время беременности повлиял на мозг будущего ребенка — Naked Science
25.11.2020
Мария Кривоченко

Стресс во время беременности повлиял на мозг будущего ребенка

3.1

Исследование показало, что уровень кортизола связан с развитием миндалевидного тела ребенка — области мозга, которая участвует в эмоциональном и социальном развитии в детстве.

©The Dunn Lab

Команда ученых из Эдинбургского университета в Великобритании провела эксперимент с 78 парами «мать — ребенок». Сначала исследователи взяли образцы волос у женщин через несколько дней после родов и определили по ним уровень кортизола в организме. Младенцы прошли серию сканирований мозга на аппарате магнитно-резонансной томографии (МРТ). Чтобы не вызывать стресс у детей, сканирования проводили во время сна. Авторы отметили, что не оценивали эмоциональное состояние малышей. Результаты эксперимента представили в журнале eLife.

Ученые определили, что высокий уровень кортизола в волосах матери связан со структурными изменениями в миндалевидном теле мозга младенцев, а также с различиями в нейронных связях. Это может объяснить, почему дети, чьи матери испытывали стресс во время беременности, с большей вероятностью будут иметь проблемы с контролем эмоций.

Также выяснилось, что высокая концентрация гормона провоцировала более высокую фракционную анизотропию (ФА определяет уровень белого вещества в нервных трактах) у девочек в мезолимбических путях между правой миндалиной и скорлупой головного мозга, чем у мальчиков.

Авторы предположили, что половые различия в реакции на кортизол можно объяснить несколькими способами. Во-первых, способность плаценты регулировать прохождение кортизола от матери к плоду различается в зависимости от пола будущего ребенка. Во-вторых, данные исследований экспрессии генов указывают на то, что пол влияет на прямое действие кортизола в плаценте. Кроме того, свою роль могут играть разница в экспрессии рецепторов глюкокортикоидов и минералокортикоидов, а также кортиколиберина.

Полученные результаты подчеркивают необходимость того, чтобы женщины тщательно следили за психологическим здоровьем до и во время беременности. Эксперты считают, что беременные женщины, которые испытывают стресс или часто находятся в подавленном настроении, должны обратиться за помощью к своей акушерке или консультанту, чтобы решить проблему.

Сара Браун, председатель Theirworld (компании, которая финансировала исследование), подытожила: «Эта работа подчеркивает, что важно поддерживать психическое здоровье женщин во время беременности, чтобы их дети имели лучший старт в жизни. Помощь матерям справиться со стрессом — важный шаг к тому, чтобы и мама, и ребенок процветали».