25.11.2020
14 909

Определен возможный источник сигнала «Wow!»

5.5

Астроном-любитель нашел в каталогах звезду солнечного типа, от которой еще в 1970-е на Землю мог прийти знаменитый «внеземной» сигнал.

©Big Ear Radio Observatory, NAAPO

Ныне закрытый американский радиотелескоп Big Ear использовали для поисков возможных сообщений инопланетных цивилизаций в рамках проекта SETI. 15 августа 1977 года он сделал свое самое знаменитое наблюдение, обнаружив сильный сигнал с предсказанными характеристиками, продлившийся целых 72 секунды. Зафиксировавший находку Джерри Эйман (Jerry Ehman) обвел запись, приписав к ней: «Wow!» («Ого!»), — и тем самым дав название сигналу.

К сожалению, устройство телескопа не позволило однозначно указать на его источник. Удалось лишь очертить две области неба, откуда мог прийти сигнал, но в звездных каталогах подходящих объектов не нашлось. Астрофизик Джон Краус (John Kraus), возглавлявший обсерваторию Big Ear, написал по этому поводу: «Сигнал с высокой вероятностью имеет внеземное разумное происхождение, но больше ничего сказать о нем пока невозможно».

Однако теперь, спустя более 40 лет, астроном-любитель Альберто Кабальеро (Alberto Caballero) выдвинул свою гипотезу об источнике сигнала «Wow!». О поисках он рассказывает в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов ArXiv.org.

Кабальеро воспользовался новыми данными, которые собрала запущенная в 2013 году космическая миссия Gaia. Аппарат (до сих пор работающий на орбите) уже наблюдал более миллиарда звезд, помогая составлять самую подробную карту неба из имеющихся. Сегодня она содержит намного больше объектов, нежели каталоги 1970-х. Их Кабальеро и сопоставил с установленными тогда координатами возможного источника сигнала.

Проведя поиск и выбрав лишь звезды солнечного типа, астроном нашел более 60 подходящих кандидатов. Однако самой перспективной оказалась звезда 2MASS 19281982-2640123, расположенная в созвездии Стрелец, на расстоянии около 1800 световых лет. Она почти идентична Солнцу и по массе, и по размерам, и по светимости. Поиски еще далеко не завершены, но возможный кандидат — уже лучше, чем ничего.