24.01.2022
5 060

Размер изображения оказался важен для его запоминания

5.4

Площадь, которую занимает картинка на сетчатке, влияет на работу зрительной памяти, стимулируя сохранение более крупных изображений.

©Bar-Ilan University

На стенах и рекламных щитах, в книгах и, конечно, на экранах — сегодня нас повсюду окружают картинки, от миниатюрных и до многометровых. Мы узнаем смысл независимо от размера изображения, поэтому до сих пор считалось, что величина картинки сама по себе не влияет на то, как прочно сохранится она в памяти. Однако новая работа ученых из израильского Университета Бар-Илан показала, что это не так; их статья опубликована в журнале PNAS.

Шарон Гилей-Дотан (Sharon Gilaie-Dotan) и его коллеги предположили, что видимый размер изображения определяет количество рецепторов, которые регистрируют его на сетчатке глаза. Большая картинка покрывает большую площадь, что, в свою очередь, стимулирует большее число нейронов мозга. В итоге всей зрительной системе требуется больше ресурсов для обработки такого изображения. Возможно, это влияет и на запоминание.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые провели эксперименты с добровольцами, которым демонстрировали картинки разных размеров (заранее не предупреждая о том, что задача состоит в их запоминании). В опытах приняли участие в общей сложности 82 человека, и большие изображения они запоминали в среднем в полтора раза лучше, независимо от характера изображенного, порядка демонстрации, разрешения и других факторов. Одна и та же картинка лучше запоминалась большой — даже частично размытой, — чем маленькой, но более четкой.

Эксперименты проводили лишь со статичными изображениями, однако исследователи считают, что, исходя из тех же причин, размеры предметов влияют на запоминаемость и динамических, движущихся картинок, включая видео. Возможно, эти находки окажут влияние на дизайн и проектирование интерфейсов, найдут применение в образовании и технике.