Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
31 октября
1 875

Мухи оказались способны поворачивать сетчатку глаз

4.8

Глаза дрозофил неподвижно сидят на голове и не могут поворачиваться отдельно от нее. Вместо этого насекомые сдвигают сетчатки, чтобы осматривать свое окружение, отслеживать перемещающиеся объекты или точно оценивать дистанцию до них.

Красные флуоресцентные метки показывают мышечные волокна, смещающие сетчатку в глазах у дрозофилы, зеленые — моторные нейроны, приводящие их в действие / ©Igor Siwanowicz

В отличие от нас, глаза мух не могут двигаться независимо от их головы. Между тем такая способность исключительно важна и полезна. Она позволяет отслеживать перемещение объектов и непрерывно «обшаривать» окружение за счет мелких и незаметных движений, микросаккад. Поэтому некоторые другие животные, глаза которых неподвижны, — например, пауки — вместо этого поворачивают сетчатку. Ученые из Рокфеллеровского университета (США) обнаружили такую же особенность у дрозофил. Их статья опубликована в журнале Nature.

Профессор Габи Маймон (Gaby Maimon) и ее коллеги использовали флуоресцентные метки, которые соединялись с мышечными клетками мушек. Это показало, что в глазах у этих насекомых имеется по паре волокон, которые позволяют смещать сетчатку вперед-назад и вверх-вниз. Когда ученые помещали дрозофил перед панорамным экраном и закрепляли их головы неподвижно, эти волокна активировались и сдвигали сетчатку, отслеживая перемещающиеся на экране фигуры.

Эксперименты продемонстрировали и саккадные движения сетчатки при показе дрозофилам стационарной картинки. По-видимому, это повышает разрешающую способность их зрения. То же было показано в опытах на «беговой дорожке».

Насекомых помещали на такую установку с небольшими препятствиями, и каждый раз, приближаясь к одному из них, мушки сводили сетчатки, направляя их в одну точку, как это бывает у людей с косоглазием. Если же при этом использовали дрозофил с искусственно затрудненными движениями сетчатки, они преодолевали препятствия с большим трудом. Скорее всего, способность сводить их вместе позволяет точнее оценить расстояние до объекта.