Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Доверие к науке укрепило веру в псевдонауку
Согласно научному методу, даже кажущиеся вполне очевидными концепции требуют многократной проверки. На этот раз ученые на практике подтвердили тривиальную мысль — слепая вера в науку только усугубляет восприимчивость индивидуума псевдонаучным «фактам». Но есть и хорошая новость: если подопытных перед экспериментом просто просили критически воспринимать информацию, степень доверия к фейк-ньюс, пусть и оформленных научным языком, резко падала.
Серию из четырех экспериментов недавно провели специалисты Университета штата Иллинойс в Урбане-Шампейне (UIUC). Итоги анализа их результатов Томас О’Брайан (Thomas C. O’Brien), Райан Палмер (Ryan Palmer) и Долорес Альбаррацин (Dolores Albarracin) опубликовали в журнале Journal of Experimental Social Psychology. Сама научная статься появится только в сентябрьском номере рецензируемого издания, но ее текст уже размещен онлайн.
Опыты проводили следующим образом. Сначала исследователи разработали две фиктивные истории, похожие на реальные и близкие по тематике к актуальным мировым проблемам. Первая — о созданном в качестве биологического оружия вирусе, а вторая — о канцерогенных эффектах генетически модифицированных организмов. На основе каждой истории они создали по два текста: один, выглядящий как написанный учеными, в котором содержались отсылки на несуществующие научные работы и множество специализированных терминов, а другой — будто бы опубликованный некими абстрактными «активистами».
В экспериментах приняли участие от 382 до 605 человек, распределенных случайным образом на группы, получающие либо «научный» текст, либо «ненаучный». В силу связанных с пандемией ограничений работа с респондентами проводилась удаленно. Перед прочтением тестовой записи каждый участник проходил опросник, позволяющий охарактеризовать его степень доверия к науке. А после — отвечал на вопрос, считает ли он или она полученный текст правдивым. В одном из четырех «раундов» перед знакомством с «новостью» подопытных просили отнестись к информации критично.
Результаты оказались предсказуемыми: чем сильнее респондент доверял науке, тем вероятнее признавал истиной откровенные фейк-ньюс, пусть и написанные «научным» языком. Среди тех, кто не отличался особым доверием к науке, статистически значимой разницы в восприятии «научного» и «ненаучного» текста заметить не удалось. Что интереснее всего, вне зависимости от того, как человек изначально относится к авторитету ученых, если ему предварительно напомнить о необходимости быть скептиком и мыслить критично, он будет обманут поддельной новостью с гораздо меньшей вероятностью.
По мнению авторов работы, эти результаты весьма важны в свете недавней проблемы человечества — «инфодемии», то есть эпидемии конспирологии вкупе с расцветом фейк-ньюс на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Ученые отмечают безусловную необходимость стимулировать в людях доверие к науке, поскольку это повышает выживаемость всего общества и его способность к развитию. Но делать это необходимо не через пропаганду слепой веры к любому кажущемуся авторитетным источнику, а с помощью популяризации здравого скептицизма и критического мышления.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Один раз в год вблизи потухшего вулкана Гора Арсия на Марсе появляется таинственное длинное и тонкое облако, которое так же внезапно исчезает. С точки зрения науки в разреженной и пыльной атмосфере не может образовываться столь колоссальная структура, но она существует. Теперь международная группа исследователей нашла разгадку, которая, возможно, изменит прежние представления о климате Красной планеты.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии