04.11.2021
65 430

На Земле «внезапно» произошла одна из крупнейших магнитных бурь за последние годы

4.6

Российские ученые рассказали об одной из мощнейших магнитных бурь за последние несколько лет, которую зафиксировали сегодня ночью.

Область полярных сияний над Землей
Область полярных сияний над Землей, 4 ноября 2021 года / © Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца, Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН

Ученые из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца при Физическом институте Российской академии наук заявили, что на Земле примерно в час ночи по московскому времени началась сильнейшая магнитная буря. По их словам, это случилось неожиданно. «Индекс геомагнитной активности, который последние дни медленно снижался до спокойных значений (после вспышек конца октября), почти сразу после полуночи скачком увеличился до уровня 7 (при максимальном значении 9), что соответствует магнитной буре третьего уровня по пятибалльной шкале», — сообщили физики.

Скорость солнечного ветра, по данным с космических аппаратов, резко возросла более чем до 800 километров в секунду. Рост плотности межпланетной плазмы оценили в сто раз. «Все это не оставляет сомнений, что Земли достиг крупный солнечный выброс, то есть массы солнечного вещества, выброшенные из атмосферы Солнца мощным взрывом (вспышкой)», — констатировали ученые. Сильнейшая вспышка произошла рано утром 2 ноября, она относится к уровню М1.7. В последнее время аналогичные процессы отмечали лишь в мае этого года, в мае 2019-го, августе 2018-го и сентябре 2017-го.

По какой причине силу солнечного выброса не удалось верно спрогнозировать сразу, пока не ясно, это намерены выяснить. «Нестабильность магнитного поля Земли будет сохраняться еще не менее двух-трех суток, хотя вероятность повторного достижения текущих максимумов выглядит очень малой», — добавили в ФИАН.

Хотя произошедшую магнитную бурю назвали внезапной, о том, что подобные события в этом году могут быть, российские физики говорили несколько дней назад: 28 октября на нашей звезде зарегистрировали мощный всплеск активности, всего 14 вспышек. Две из них отнесли к классу М, то есть сильному, а одну — к максимальному (X). Почти все вспышки были на одном участке светила, в области номер 2887.

«Оценка воздействия на Землю со стороны происходящих событий показывает в данном случае неизбежность почти максимального удара, какой способна нанести вспышка такой силы. Прежде всего вспышка произошла в области Солнца, находящейся сейчас почти точно напротив нашей планеты. В результате солнечный удар будет нанесен с максимальной силой, а пройдет не по касательной, как это чаще всего бывает. Кроме того, космические коронографы еще вчера зарегистрировали выброшенные с Солнца облака плазмы, движущиеся в сторону Земли. <…> Основной удар по Земле придется, когда сюда доберутся плазменные облака, содержащие основную кинетическую энергию солнечного взрыва», — писали тогда ученые.

В числе последствий всплеска активности Солнца оказались одни из крупнейших в 2021 году полярных сияний: поначалу они сосредотачивались над Скандинавским полуостровом, потом — над Канадой. Также свечение верхних слоев атмосфер можно было наблюдать на Камчатке. Если геомагнитная активность останется на прежнем уровне, северных областей России полярное сияние достигнет к восьми-одиннадцати часам вечера по московскому времени.