Идентифицированы остатки предка брахиозавров

Идентифицированы остатки предка брахиозавров

Основная задача палеонтологии — постепенно находить переходы от одних групп организмов к другим, внося ясность в геологическую летопись. Ныне на повестке дня оказались самые крупные из живших на Земле организмов — динозавры.

brachiosaurus-skull-i9

Исследователи из лондонского Имперского колледжа установили принадлежность к группе ископаемых динозавров особи, окаменелые кости которой хранились в парижском Национальном музея естественной истории. Ящер, получивший «полноценное» видовое имя Vouivria damparisensis, жил в юрском периоде, около 160 миллионов лет назад. Это означает, что перед нами самый на сегодня древний представитель брахиозавров — распространенного в средней-поздней юре семейства динозавров, полностью вымершего в следующем, меловом, периоде.

Животное при жизни имело длину 15 метров, что в полтора раза превышает современный двухэтажный лондонский автобус, и весило около 15 тонн. Его рацион, как и у всех известных родственников, состоял из растений той эпохи. Четыре ноги имели одинаковую длину. Это важно, поскольку ранее известные динозавры того же семейства характеризовались большей длиной передних конечностей и меньшей — задних. Шея, как и было принято у брахиозавров, поднималась от туловища вперед-вверх под углом около 45 градусов и заканчивалась очень небольшой для такого массивного животного головой.

Реконструкция внешнего вида Vouivria damparisensis в среде обитания. Рис. Imperial College

«Vouivria была всеядным травоядным динозавром, который ел все виды растительности того времени, начиная с папоротников и заканчивая хвойными деревьями. В то время, когда они жили – 160 миллионов лет назад, Европа представляла собой архипелаг, состоящий из множества крупных и мелких островов. Мы не знаем, отчего умерло это существо, но оно поможет нам понять, как появились брахиозавры и их родичи из числа титанозаврид», — рассказывает Филип Маньон (Philip Mannion), лидер исследовательской группы.

Упомянутые выше титанозавры — ископаемая группа динозавров, живших преимущественно в меловом периоде. Известны главным образом благодаря внушительным размерам и распространенности — их останки найдены на всех континентах, включая Антарктиду, где в меловом периоде было заметно теплее. Наиболее известные виды — диплодок и бронтозавр, долгое время считались самыми крупными представителями сухопутной фауны. Их родство с более древними брахиозаврами совершенно очевидно, но степень этого родства дискуссионна: были ли брахиозары предками титанозавров, или обе группы имели общего предка, а друг другу приходились разновременными родственниками. Находка животного, стоявшего у истоков истории брахиозавров, должна помочь палентологам приблизиться к ответу на этот вопрос.

Что же касается костей, то они были обнаружены еще в 1934 году, но тогда их посчитали остатками обычного брахиозавра — вида, хорошо изученного уже в ту пору. Так они и пролежали без малого век, не вызывая к себе интереса, пока на их фотографию случайно не наткнулись знатоки этой части естественной истории.