Ископаемые птицы не высиживали яйца — Naked Science

Ископаемые птицы не высиживали яйца

Первые птицы были слишком тяжелы для того, чтобы сесть на яйцо, не раздавив его.

confuciusornis-jaime-chirinos

Первые птицы откладывали яйца и покидали кладку, а если и оставались у гнезда, то скорее ради защиты яиц и птенцов, чем для того, чтобы согревать их своим теплом. К такому выводу пришли два палеонтолога, немецкий и британский, опубликовавшие свои результаты в журнале Journal of Evolutionary Biology.

Изучать размножение и развитие ископаемых птиц и их родственников – динозавров сложно главным образом потому, что по окаменевшим останкам птенцов в яйце практически невозможно установить видовую принадлежность, а значит, невозможно и сравнить размеры яиц с размерами взрослых животных.

Такие проблемы стоят и перед авторами новой работы, специалистами по мезозойской фауне Чарльзом Димином и Геральдом Мэйром (Gerald Mayr). Этих ученых интересовала эволюционная история высиживания яиц – поведения, которое широко распространено среди современных птиц, и иногда встречается у рептилий. Чтобы животное могло высиживать яйца, должно быть соблюдено несколько условий, и главное из них – техническая возможность высиживания. Если взрослая птица слишком тяжела, а скорлупа недостаточно прочна, родитель раздавит кладку. Невозможность определения вида невылупившегося птенца затрудняет соотнесение размеров и материала яиц и массы взрослых особей, поэтому Димину и Мэйру пришлось прибегнуть к анализу косвенных данных.

Ученые опирались на расчеты массы тела 21 вида вымерших птиц, живших в мезозойскую эру (от 250 до 24 млн. лет назад), а также на собственный расчет размера их яиц и на данные о структуре скорлупы, полученные на основе гистологического анализа окаменелостей. Минимальный диаметр яиц ученые оценили по расстоянию между тазовыми костями, которое у птиц мезозойской эры оказалось несколько меньше, чем у современных. Оценка среднего для ископаемых птиц соотношения длины и ширины яйца позволила получить представление о массе самих яиц; вместе с расчетами прочности скорлупы эти данные позволили ученым сделать вывод о том, что ископаемые птицы не могли высиживать своих птенцов; некоторые из них были на 10-30% тяжелее предельного веса, который могла выдержать скорлупа.

Если заключения Димина и Мейра верны, значит, птицы научились высиживать яйца, согревая их теплом своего тела,  относительно недавно, на сотню миллионов лет позже того, как появились первые птицы. Недавно ученые выяснили еще одну подробность о жизни древних птиц: археоптерикс, “переходное звено” между динозаврами и птицами, был способен к настоящему полету. Правда, он махал крыльями так, как это не делает ни одна из ныне живущих птиц.