30.12.2021
Евгений Глушков
17 516

Объединяй и властвуй — как создать из квантовых компьютеров квантовый интернет

5.6

Стремительный прогресс последних лет и даже последних месяцев в области квантовых технологий очень впечатляет. Появляются все новые смелые эксперименты и устройства, о которых даже мечтать не могли основатели квантовой механики! Naked Science расскажет о том, что происходит прямо сейчас, в этой четвертой статье нашего «квантового цикла».

©Pixabay

(Окончание. Начало см. тут: 12, 3).

Это началось очень, очень давно. В 9 вечера 29 ноября 1969 года на экране новенького компьютера Honeywell DDP-516, находившегося на территории кампуса Стэнфордского университета (Калифорния, США), внезапно высветились две буквы LO. При этом никто из находившихся рядом инженеров не прикасался ни к каким устройствам ввода. Откуда же возникли эти загадочные буквы и что они означали?

Появление первой сети

Информация пришла издалека. За 600 километров от Стэнфорда, в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, оператор точно такого же цифрового компьютера пытался удаленно подключиться к компьютеру в Стэнфорде, вводя последовательно буквы слова LOGIN. Передача первых двух букв по существующим телефонным линиям компании AT&T прошла успешно, но на третьей букве система дала сбой. Часом позже операцию передачи данных по сети удалось довести до успешного конца, что положило начало первой компьютерной сети в истории человечества, ARPANET.

Начав всего с двух терминалов, сеть ARPANET стремительно развивалась и к 1973 году насчитывала уже несколько десятков серверов, находившихся не только на территории США, но и в Европе. Еще десятилетие спустя, параллельно с ARPANET (финансируемой Агентством министерства обороны США по перспективным исследованиям, DARPA) была запущена сеть Национального научного фонда США (National Science Fund, NSF), NSFNet, ставившая целью эффективный обмен информацией между научными институтами и совместный доступ к вычислительным ресурсам (в том числе, суперкомпьютерам). Благодаря новым технологиям сеть NSFNet была существенно быстрее своей предшественницы, а количество подключенных к ней компьютеров росло невероятными темпами. В 1990 году она поглотила морально устаревшую ARPANET, а еще через пару лет стала основой существующей ныне сети Интернет.

Первым человеком, вошедшим в ARPANET с удаленного хоста, стал Чарлз Клайн; на записке видны дата и время / ©Charles S. Kline

Сеть объединяет

Перечислять все достоинства интернета (не говоря уж о его недостатках) не имеет большого смысла: за три десятилетия своего существования эта технология прочно вошла в нашу повседневную жизнь, проникнув практически во все ее сферы. Появление не только самих персональных компьютеров, но и их объединение в глобальную сеть позволило создать совершенно новые области экономики и кардинально изменить работу с информацией. Даже эти строки вы вряд ли бы прочли, не будь у вас доступа в интернет.

Но причем здесь квантовые технологии? Провести поверхностную аналогию несложно — если мы смогли объединить в сеть классические компьютеры, то можно точно так же соединить между собой и квантовые компьютеры. Один кабель сюда, другой туда, — и, вуаля, квантовый интернет готов! Звучит не сложнее, чем настройка нового WiFi-роутера, не правда ли? Дьявол, как обычно, кроется в деталях.

С одной стороны, как мы писали во второй статье нашей серии, еще в 2016 году компания IBM открыла доступ к прототипам своих квантовых компьютеров для всех желающих через интернет. За прошедшие пять лет количество подключенных к сети квантовых компьютеров IBM перевалило за десяток, а география их размещения охватила несколько континентов. Можно ли тогда считать, что квантовый интернет уже создан? Увы, не все так просто.

Карта интернета, сделанная на основе данных 2005 года. Каждая линия — связь между двумя отдельными узлами сети / Matt Britt (CC BY)

Несмотря на то что устройства компании IBM (и ее конкурентов по квантовой гонке) могут передавать данные по сети Интернет, при этом происходит преобразование квантовых битов (кубитов) в классическую информацию — привычные нам нули и единицы. В процессе такого преобразования, к сожалению, теряются квантовые свойства кубитов – суперпозиция и запутанность, которые и давали кубитам преимущество перед битами классическими. Соответственно, проводить таким образом распределенные квантовые вычисления на нескольких, объединенных в сеть, квантовых компьютерах не получится — заданное квантовое состояние будет существовать только внутри каждого из устройств, но не будет распределено между ними.

С другой стороны, если бы мы могли каким-то образом избежать описанного выше преобразования и напрямую передавать по сети сами кубиты, сохраняя их квантовое состояние на пути от одного компьютера до другого, то это позволило бы проводить полномасштабные квантовые вычисления на существующих прототипах квантовых процессоров с десятками кубитов. Ведь, соединив в одну сеть множество таких устройств, постепенно появляющихся в лабораториях по всему миру, мы могли бы достичь суммарной вычислительной мощности (количества надежно работающих кубитов) намного превосходящей каждый отдельный процессор в отдельности и достаточной для решения реальных задач (в том числе, и для исполнения алгоритма Шора).

Исследовательский центр Томаса Дж. Уотсона, IBM Quantum Lab / IBM Research (CC BY-ND)

Конфиденциальный доступ

Еще одно достоинство такой квантовой сети, способной передавать кубиты между своими узлами, это возможность защищенного доступа к ресурсам любого квантового компьютера, находящегося в облаке. Это значит, что, подключившись к квантовому компьютеру по квантовому каналу, можно не только исполнять на нем произвольные квантовые алгоритмы и считывать результаты их выполнения, но и делать все это без раскрытия каких-либо пользовательских данных. Таким образом, квантовый компьютер может производить операции с квантовыми данными, ничего не зная ни про исполняемый им алгоритм, ни про переданные ему данные. Единственное дополнительное требование к такой системе (помимо квантового канала связи) – наличие пользовательского терминала, способного производить однокубитные операции.

Наконец, можно еще больше упростить такую систему, убрав из нее квантовый компьютер и оставив лишь пару квантовых терминалов для генерации и считывания одиночных кубитов, соединенных между собой квантовым каналом. Даже такая упрощенная система квантовой коммуникации обладает одним гигантским преимуществом по сравнению с существующими классическими сетями, и дело тут, опять же, в безопасности передаваемых данных. Как мы рассказывали во второй статье серии, создание квантового компьютера с возможностью запуска алгоритма Шора ставит под угрозу защищенную передачу зашифрованных данных в интернете (причем потенциально не только передаваемых прямо сейчас или в ближайшем будущем, но и в принципе всех, передававшихся когда-либо по Сети). В отличие от классических протоколов шифрования, безопасность данных в квантовой коммуникации обеспечивается не вычислительной сложностью математических операций, но самими фундаментальными свойствами квантовых систем – суперпозицией и запутанностью, поэтому квантовые компьютеры таким сетям не страшны.

Изображение дейтрона, связанного состояния протона (красный) и нейтрона (синий) / Andy Sproles, ORNL (CC BY)

3 сценария использования квантовых сетей

Фотоны – лучшие друзья

Подобная концепция квантово-защищенной передачи данных появилась еще в середине 80-х годов и получила свою первую практическую реализацию в 1989 году, когда в лаборатории компании IBM был создан прототип оптического устройства, передававшего и принимавшего зашифрованные фотоны на расстоянии полуметра. С самого начала было понятно, что именно передача данных с помощью света — наиболее простой способ реализации квантовых сетей. Простота этого метода очевидна, ведь фотоны сами по себе являются квантовыми объектами, а их квантовое состояние можно зашифровать, например, в их поляризации — направлении колебаний электромагнитного поля в световом пучке.

Еще один аргумент в пользу фотонов — существование разветвленной сети каналов связи на основе стеклянного оптоволокна, по которому передается всё больше данных в интернете. Еще не так давно это было промышленной технологией, но теперь оптоволоконные кабели зачастую могут быть протянуты напрямую до роутера в квартире, обеспечивая невиданные прежде скорости передачи данных, вплоть до гигабитов в секунду. Теоретически эти же самые линии связи могут быть использованы и для развертывания квантовых сетей, нужно лишь добавить к источникам и детекторам фотонов возможность кодирования-декодирования их поляризации.

Светодиодная лампа из стекловолокна синего цвета / 4028mdk09 (CC BY-SA)

С использованием оптоволокна в качестве линий квантовой связи возникает лишь одна, но существенная проблема – оптические потери. Несмотря на то что материал оптоволокна (стекло) прозрачен для передаваемого по нему света, микроскопические дефекты и неоднородности, возникающие при его промышленном изготовлении, приводят к рассеянию и поглощению части фотонов при их распространении по волокну. В случае классических сигналов, несущих большое число фотонов в каждом световом пучке, эта проблема вполне решаема. Во-первых, часть фотонов всегда доходит до конечной точки, а во-вторых, классический сигнал всегда можно усилить «по пути», воспользовавшись одним из коммерчески доступных оптических усилителей. Таким образом можно передавать классические сигналы по оптоволокну на расстояние сотен и даже тысяч километров.

Примерно половина фотонов в оптоволокне теряется каждые 10 километров

Не так просто обстоит дело с квантовыми каналами, по которым мы должны передавать не просто пучки света, а одиночные фотоны. Распространяясь по длинному оптоволокну, примерно половина фотонов теряется каждые 10 километров, поэтому на практике очень сложно установить квантовую коммуникацию по оптоволокну на расстоянии, превышающем 100-200 километров. В пределах одного города это ограничение не является принципиальной проблемой (квантовые защищенные линии связи уже существуют во многих городах мира, в том числе и в Москве), но вот передача квантовых данных по оптоволокну между городами становится проблемой. Кроме того, из-за оптических потерь и шума детекторов одиночных фотонов скорость передачи данных в квантовых сетях зачастую ограничена килобитами в секунду (вместо привычных нам мега- и гигабит в традиционных сетях).

Просто космос

Кажущаяся пропастью разница в скорости передачи данных, на самом деле, не представляет большой проблемы, ведь на текущий момент передачи тысячи килобит в секунду уже достаточно — что для управления квантовым компьютером, что для построения системы защищенной передачи данных. А вот проблему с предельным расстоянием передачи решать необходимо, и на сегодняшний день есть два основных варианта обойти предел в сотню-другую километров. Первый из них достаточно прост и в то же время гениален в своей простоте. Что если вместо стеклянного волокна использовать другую среду передачи с меньшими потерями? Например, разреженный воздух или, еще лучше, вакуум?