27.10.2021
4 777

Ученые узнали, когда у животных появились бивни

4.6

Бивни есть только у млекопитающих. Тем более интересно выяснить, когда и у кого они появились впервые. Ученые из США, которые занялись этим вопросом, пришли к выводу, что бивни возникли еще до появления самих млекопитающих.

Дицинодонт / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B. Бивни есть у самых разных животных: слонов, бородавочников, моржей. Их объединяет одно — все они млекопитающие. Не все выступающие из челюсти зубы можно назвать бивнями. В отличие от зубов, бивни растут на протяжении всей жизни животного. Поверхность их при этом покрыта дентином (они полностью состоят из него), а не твердой эмалью, как у зубов.

Ученые из Гарвардского и Вашингтонского университетов, а также Полевого музея естественной истории (США) показали, что зубы с эмалевым покрытием — другая эволюционная стратегия, чем бивни, покрытые дентином. Это некий компромисс: чтобы зубы продолжали расти всю жизнь, как бивни, они не могут быть полностью покрыты твердой эмалью. Бивни менее прочны, зато их можно отрастить заново, если они сломаются.

Исследуемые клыки дицинодонтов / ©phys.org

Американским исследователям удалось показать, что первые бивни появились у животных, которые возникли еще до эпохи млекопитающих — дицинодонтов, живших 190,8-298,9 миллиона лет назад. Современные млекопитающие — ближайшие из современных родственников этих существ, размер которых варьировался от кошки до слона. Дицинодонты принадлежали к кладе синапсидов, что включает млекопитающих и всех вымерших животных. Все синапсиды более родственны друг к другу, чем к ящерообразным (завропсидам) и рептилиям.

Чтобы выяснить, действительно ли клыки дицинодонтов были бивнями, ученые сделали срезы таковых у 19 особей дицинодонтов, относящихся к десяти различным видам. Используя компьютерную томографию, исследователи изучили, как клыки крепились к черепу и показывали ли их корни следы непрерывного роста.

Выяснилось, что клыки одних дицинодонтов в самом деле были бивнями, в то время как у других, более ранних видов, это были еще просто большие зубы. Выводы ученых интересны, учитывая, что дицинодонты были самым многочисленным и распространенным видом позвоночных на суше до того, как появились динозавры. Таким образом, бивнями животные обзавелись до эры млекопитающих.