Образ жизни древних млекопитающих оказался таким же, как у рептилий — Naked Science
Мария Кривоченко

Образ жизни древних млекопитающих оказался таким же, как у рептилий

3.7

Анализ зубов возрастом 200 миллионов лет показал, что древние млекопитающие были медлительными и жили гораздо дольше современных, а их метаболизм, скорее всего, был таким же, как у мелких ящериц.

Морганукодоны (слева) и кюнеотерии (справа) / © Pam Gill

Исследование провела команда из Бристольского университета в Великобритании и Хельсинкского университета в Финляндии. Ученые просканировали около 200 окаменелостей зубов кюнеотерий и морганукодонов — древнейших млекопитающих, живших сотни миллионов лет назад. Образцы предоставили Музей естественной истории Лондона и Университетский музей зоологии Кембриджа. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Палеонтологи смогли изучить сотни прекрасно сохранившихся останков особей разных видов. Благодаря этому им впервые удалось исследовать физиологию древнейших млекопитающих и, по словам ученых, перевернуть все, что было известно о них. «Только сканирование длилось около недели, и мы работали по 24 часа подряд, чтобы все успеть, — рассказал Элис Ньюхам, один из авторов статьи. — Когда мы получили первые изображения, то поняли, что открыли нечто интересное».

Изображение зуба морганукодона / © Nuria MelisaMoralesGarcia

Группа смогла изучить линии Ретциуса на поперечных шлифах образцов: они возникают в процессе появления новых слоев эмали по мере развития зуба, а потому их сравнивают с годовыми кольцами на деревьях. Так, выяснилось, что морганукодоны жили до 14 лет, а кюнеотерии — до девяти: для сравнения, мыши и землеройки, современные млекопитающие таких же размеров, живут в дикой природе год или два. «Полученные снимки были настолько четкими, что мы смогли буквально сосчитать количество ”годовых колец” на зубах», — добавил Ян Корф, один из авторов исследования.

Открытие показало, что животные были крайне медлительными, а скорость кровотока в бедренных костях у них была гораздо ниже, чем у современных млекопитающих, хотя и выше, чем у рептилий. Их образ жизни был не таким, как у живых потомков, а скорее походил на тот, что вели мелкие ящерицы. Палеонтологи считают, что у них был и схожий метаболизм.

Микро-компьютерная томография ископаемого корня зуба морганукодона 200 миллионов лет назад / © Elis Newham

По строению зубов и костей морганукодоны и кюнеотерии не сильно отличались от современных животных. У них выявили жевательные зубы и относительно большой мозг, также, вероятно, их тела покрывала шерсть. Они были теплокровными, в отличие от пресмыкающихся. Кроме того, анализ костной ткани показал, что животные были способны к длительным физическим нагрузкам, например к долгому поиску пищи и охоте.

Авторы считают, что необходимы новые исследования. Сканирование окаменелостей разных животных и анализ результатов вместе с уже известными физиологическими характеристиками расскажут больше о темпах эволюции теплокровных.

В США прошла презентация концепта скоростного вертолета Defiant-X. Машина выполнена на базе Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant, совершившего первый полет в 2019 году.

Согласно представленным данным, российских специалистов исключили из экспертной группы, которая обсуждает перспективы создания новой станции на орбите Луны. Ранее стало известно о противоречиях технического характера, возникших между Россией и Западом.