3 марта

Палеонтологи предположили, что гипотеза о способе передвижения предков млекопитающих неверна

5.1

Американские ученые проанализировали и сравнили позвонки млекопитающих, их вымерших родственников и современных рептилий — и пришли к выводу, что синапсиды передвигались совсем не так, как это делают ящерицы.

Горгонопс, относящийся к синапсидам / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Current Biology. Синапсиды — предки млекопитающих — обладали характеристиками, которые присущи рептилиям. Например, их конечности были расставлены в стороны, а не находились под телом, как у современных млекопитающих.

Поэтому считается, что передвижения синапсид также были похожи на движения рептилий — из стороны в сторону (именно так бегают современные ящерицы), в то время как при передвижении млекопитающих их позвоночник передвигается вверх-вниз. Со временем, как полагают, тип движения млекопитающих изменился — эта концепция носит название латерально-сагиттальной парадигмы.

Коллектив ученых из Гарвардского университета и Полевого музея естественной истории (США) провел исследование, которое претендует на опровержение этой давней идеи. Для этого палеонтологи проанализировали позвонки современных рептилий, млекопитающих и вымерших синапсид, чтобы понять, как их кости видоизменялись с течением времени.

Исследование проводилось при помощи компьютерной томографии и создания трехмерной реконструкции ключевых областей позвоночника. Кроме того, ученые использовали статистические сравнения форм позвоночника и измеряли, как он сгибался у разных групп животных.

В результате они пришли к выводу, что предки млекопитающих передвигались не так, как нынеживущие рептилии. Синапсиды имели особую форму позвонков, отличавшуюся и от млекопитающих, и от рептилий. Примечательной чертой синапсид считают то, что их позвоночник был очень жестким с ограниченной способностью к боковому сгибанию (то есть не таким, как у рептилий). Поэтому палеонтологи предположили, что давняя гипотеза о передвижениях синапсид ошибочна или по крайней мере сильно упрощена.