07.09.2022
Анна Новиковская
4 127

Новые данные отодвинули происхождение млекопитающих на 20 миллионов лет в прошлое

7.5

Изучив строение зубов позднетриасового животного, ученые пришли к выводу, что первые млекопитающие могли возникнуть на Земле на 20 миллионов лет раньше, чем считалось прежде.

Бразилодон, сидящий у норы, — зверек, поставивший под сомнение время происхождения млекопитающих / © phys.org / Автор: Андрей Чернов

Традиционно считается, что первые представители нашего класса — так называемые маммалиаформы, ближайшие родственники современные млекопитающих, отличающиеся от них лишь крохотными анатомическими чертами — возникли в позднем триасовом периоде, около 205 миллионов лет назад.

Теперь, однако, существующая точка зрения о времени происхождения млекопитающих может измениться благодаря новому исследованию зубного ряда южноамериканского бразилодона, жившего 225 миллионов лет назад, — животного, которое ранее считалось представителем цинодонтов, группы, от которой произошли млекопитающие.

Поскольку ключевой признак современных млекопитающих, молочные железы, не сохраняются в палеонтологической летописи, ученым из Бразилии и Великобритании пришлось полагаться на другие характерные признаки нашего класса, чтобы определить, относится ли это животное к млекопитающим. Один из таких признаков — дифиодонтная смена зубов, при которой молочные зубы однократно заменяются постоянными.

Изучив зубной ряд бразилодона, ученые обнаружили, что у этого зверька смена зубов происходила однократно. Постоянные зубы уже не сменялись новыми в течение всей жизни, как у цинодонтов. Иными словами, строение зубов позволило ученым однозначно отнести бразилодона к млекопитающим, а значит, увеличить время существования нашего класса на целых 20 миллионов лет.

Смена зубов бразилодона: вслед за молочными (темно-коричневые) у него вырастали постоянные (желтые), в точности как у современной мыши / © 10.1111/joa.13756 / © 10.1111/joa.13756

Похоже, первые млекопитающие возникли на Земле приблизительно в одно время с первыми динозаврами, и пока рептилии активно захватывали доминирующее положение в экосистемах, наши пушистые предки осваивали мелкий размерный класс, заселяя норы и выходя на охоту преимущественно по ночам. Такому порядку вещей предстояло сохраняться на протяжении еще 160 миллионов лет, пока с окончанием мезозойской эры далекие потомки бразилодона не получили шанс на мировое господство.