27.10.2021
НИУ ВШЭ
2 944

Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике / ©Getty images

Статья об исследовании опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Многие родители и преподаватели убеждены, что невнимательность и гиперактивность ребенка мешают ему достигать успехов в учебе. Это частично подтверждается научными исследованиями: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще не успевают в школе, имеют более низкие достижения, тратят больше времени на домашние задания и чаще остаются на второй год.

Однако проблема в том, что подобные исследования проводятся в основном на клинических выборках, когда ребенку поставлен официальный диагноз СДВГ. Между тем повышенный уровень невнимательности и гиперактивности может затруднять обучение в школе, даже если ребенок не имеет медицинского диагноза.

Известно, что диагноз СДВГ в целом и гиперактивность в частности чаще идентифицируются у мальчиков, чем у девочек. Частично это связано с имеющимися предубеждениями и стереотипами: когда девочка проявляет гиперактивность, это чаще объясняют ее чувствительностью или высокой коммуникабельностью, чем наличием нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что девочки должны демонстрировать более высокий уровень нарушений поведения, чем мальчики, для того чтобы их поведение было отнесено к симптомам СДВГ.

Большое количество исследований академических последствий СДВГ проведено на выборках, включающих в себя только мальчиков. Поэтому не до конца изучено, есть ли различия между мальчиками и девочками в том, как гиперактивность и невнимательность связаны с достижениями в учебе.

Чтобы это выяснить, исследователи из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования (Юлия Кузьмина, Алина Иванова и Георгий Канонир) провели лонгитюдное исследование с участием 1026 первоклассников из 30 российских школ. Исследование было разделено на три этапа и в целом потребовало два года — от начала первого класса до окончания второго. На каждом этапе измерялись достижения детей в математике (инструмент СТАРТ), на втором этапе учителя также заполняли анкету о каждом ребенке, на основе которой можно было оценить уровень его невнимательности и гиперактивности.

Исследователи не выделяли и не сравнивали группы детей с СДВГ и без, а рассматривали невнимательность и гиперактивность как латентные черты — непосредственно не наблюдаемые и представляющие собой некоторый континуум от более низкой к более высокой выраженности черты. При таком подходе высокий уровень выраженности черт может свидетельствовать о наличии нарушений поведения.

Было обнаружено, что невнимательность связана с более низкими достижениями в математике как у девочек, так и у мальчиков. Гиперактивность, вопреки ожиданиям, была связана с более высокими математическими достижениями. Такой результат был получен в модели, которая учитывала уровень невнимательности детей. Если же связь между гиперактивностью и математикой оценивалась без учета уровня невнимательности, то значимых различий в математических достижениях между детьми с разным уровнем гиперактивности обнаружено не было.

«Можно предположить, что такой результат связан со спецификой оценки гиперактивности учителями. Возможно, педагоги склонны считать детей гиперактивными, если они энергичны, более эмоциональны и общительны в классе, и именно это активное поведение может быть положительно связано с их успеваемостью», — комментирует автор исследования, старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Юлия Кузьмина

Интересно, что в начале первого класса девочки значительно уступали мальчикам в математике, но к концу второго класса разрыв между ними становился незначимым. Однако этот вывод не касался девочек с высоким уровнем невнимательности. В то время как мальчики с невнимательностью смогли приблизиться к своим ровесникам по уровню математических достижений к концу второго класса, девочки сохранили отставание.

Таким образом, девочки с высоким уровнем невнимательности демонстрировали более низкие результаты в математике как по сравнению с девочками с низким уровнем невнимательности, так и по сравнению с мальчиками с высоким уровнем невнимательности. По мнению авторов статьи, это может быть связано с тем, что невнимательность затрагивает когнитивный контроль, который, по некоторым данным, в большей степени связан с математическими достижениями у девочек, чем у мальчиков.

Эти выводы говорят о том, что невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе. В целом невнимательность больше вредит успехам детей в учебе, по сравнению с гиперактивностью. И при этом невнимательность реже фиксируется вовремя.
Ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики.