• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.10.2021
НИУ ВШЭ
7
3 061

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике

4.4

Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Статья об исследовании опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Многие родители и преподаватели убеждены, что невнимательность и гиперактивность ребенка мешают ему достигать успехов в учебе. Это частично подтверждается научными исследованиями: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще не успевают в школе, имеют более низкие достижения, тратят больше времени на домашние задания и чаще остаются на второй год.

Однако проблема в том, что подобные исследования проводятся в основном на клинических выборках, когда ребенку поставлен официальный диагноз СДВГ. Между тем повышенный уровень невнимательности и гиперактивности может затруднять обучение в школе, даже если ребенок не имеет медицинского диагноза.

Известно, что диагноз СДВГ в целом и гиперактивность в частности чаще идентифицируются у мальчиков, чем у девочек. Частично это связано с имеющимися предубеждениями и стереотипами: когда девочка проявляет гиперактивность, это чаще объясняют ее чувствительностью или высокой коммуникабельностью, чем наличием нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что девочки должны демонстрировать более высокий уровень нарушений поведения, чем мальчики, для того чтобы их поведение было отнесено к симптомам СДВГ. 

Большое количество исследований академических последствий СДВГ проведено на выборках, включающих в себя только мальчиков. Поэтому не до конца изучено, есть ли различия между мальчиками и девочками в том, как гиперактивность и невнимательность связаны с достижениями в учебе.

Чтобы это выяснить, исследователи из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования (Юлия Кузьмина, Алина Иванова и Георгий Канонир) провели лонгитюдное исследование с участием 1026 первоклассников из 30 российских школ. Исследование было разделено на три этапа и в целом потребовало два года — от начала первого класса до окончания второго. На каждом этапе измерялись достижения детей в математике (инструмент СТАРТ), на втором этапе учителя также заполняли анкету о каждом ребенке, на основе которой можно было оценить уровень его невнимательности и гиперактивности. 

Исследователи не выделяли и не сравнивали группы детей с СДВГ и без, а рассматривали невнимательность и гиперактивность как латентные черты — непосредственно не наблюдаемые и представляющие собой некоторый континуум от более низкой к более высокой выраженности черты. При таком подходе высокий уровень выраженности черт может свидетельствовать о наличии нарушений поведения. 

Было обнаружено, что невнимательность связана с более низкими достижениями в математике как у девочек, так и у мальчиков. Гиперактивность, вопреки ожиданиям, была связана с более высокими математическими достижениями. Такой результат был получен в модели, которая учитывала уровень невнимательности детей. Если же связь между гиперактивностью и математикой оценивалась без учета уровня невнимательности, то значимых различий в математических достижениях между детьми с разным уровнем гиперактивности обнаружено не было.

«Можно предположить, что такой результат связан со спецификой оценки гиперактивности учителями. Возможно, педагоги склонны считать детей гиперактивными, если они энергичны, более эмоциональны и общительны в классе, и именно это активное поведение может быть положительно связано с их успеваемостью», — комментирует автор исследования, старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Юлия Кузьмина

Интересно, что в начале первого класса девочки значительно уступали мальчикам в математике, но к концу второго класса разрыв между ними становился незначимым. Однако этот вывод не касался девочек с высоким уровнем невнимательности. В то время как мальчики с невнимательностью смогли приблизиться к своим ровесникам по уровню математических достижений к концу второго класса, девочки сохранили отставание.

Таким образом, девочки с высоким уровнем невнимательности демонстрировали более низкие результаты в математике как по сравнению с девочками с низким уровнем невнимательности, так и по сравнению с мальчиками с высоким уровнем невнимательности. По мнению авторов статьи, это может быть связано с тем, что невнимательность затрагивает когнитивный контроль, который, по некоторым данным, в большей степени связан с математическими достижениями у девочек, чем у мальчиков.

Эти выводы говорят о том, что невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе. В целом невнимательность больше вредит успехам детей в учебе, по сравнению с гиперактивностью. И при этом невнимательность реже фиксируется вовремя. 
Ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 14:04
Андрей

Китайские палеонтологи обнаружили образцы самых больших моллюсков, живших после Великого вымирания. Их гигантский размер говорит о том, что брюхоногие интенсивнее и быстрее восстановились в росте после массовой гибели. До этого подобные свидетельства находили в ладинском ярусе, а сейчас в анизийском.

Вчера, 11:27
Александр Березин

Глава подразделения NASA по системам исследования Луны объяснила ранее неизвестное публике условие для высадки людей на спутнике Земли в сентябре 2026 года. Скептики оценили это заявление как стремление Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США переложить ответственность за срыв сроков лунной высадки на кого-то еще.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

Позавчера, 14:04
Андрей

Китайские палеонтологи обнаружили образцы самых больших моллюсков, живших после Великого вымирания. Их гигантский размер говорит о том, что брюхоногие интенсивнее и быстрее восстановились в росте после массовой гибели. До этого подобные свидетельства находили в ладинском ярусе, а сейчас в анизийском.

8 июня
Михаил Орлов

Переселение позвоночных из воды в наземно-воздушную среду жизни стало поворотным моментом в истории биосферы. Однако этот эволюционный скачок имел и серьезные побочные эффекты: он привел к потере способности восстанавливать потерянные части тела рептилиями, птицами и млекопитающими. В новой статье биологи рассмотрели генетические и эволюционные аспекты освоения суши и выяснили, что резкое ослабление регенерации стало своеобразной «расплатой» за адаптации животных к другой среде.

15 мая
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

7 Комментариев

-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Невнимательные девочки попадают в ад, а внимательные - куда захотят.
-
0
+
Это рекомендация работникам школ, где дозволяется работать тем, кто заявляет: "Я здесь не для того, чтобы вас учить, а чтобы ставить вам оценки и проверять домашние задания!"?..

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: