8 февраля
Александра Медведева
4 178

Ученые описали обнаруженный в Пиренеях новый вид крупного титанозавра

4.6

Титанозавр, скелет которого практически 70 лет раскапывали в Южных Пиренеях, оказался представителем нового вида Abditosaurus kuehnei. Динозавр весом 14 тонн и длиной 17,5 метра жил в конце мелового периода и был очень крупным для острова, на котором обитал.

Реконструкция внешнего вида Abditosaurus kuehnei
Реконструкция внешнего вида Abditosaurus kuehnei/ © Oscar Sanisidro

Команда палеонтологов из Испании и Португалии описала новый вид титанозавра по останкам, обнаруженным на раскопках Orcau-1 в Южных Пиренеях (Каталония, Испания). Динозавр, описание которого приводится в статье для журнала Nature Ecology & Evolution, получил название Abditosaurus kuehnei, а его скелет возрастом 70,5 миллиона лет стал наиболее полным европейским скелетом титанозавра. Кроме того, абдитозавр оказался крупнейшим титанозавром Иберо-Армориканского острова — части суши, которая впоследствии образовала Пиренейский полуостров и юг Франции.

Раскопки в Orcau-1 начались еще в 1954 году, когда немецкий палеонтолог Вальтер Кюне обнаружил первые останки динозавра. После этого место оставалось заброшенным до 1986 года — тогда ученым удалось извлечь еще несколько костей, но погодные условия помешали продолжению поисков.

В следующий раз полевые работы возобновили сотрудники Каталонского палеонтологического института имени Микеля Крузафонта. Долгую историю раскопок скелета отражает название Abditosaurus, которое переводится как «забытая рептилия», а видовой эпитет kuehnei отсылает к имени первооткрывателя.

За все время работ палеонтологи обнаружили 53 элемента скелета, в том числе зубы, позвонки, ребра, конечности, лопатки, тазовые кости и даже целый фрагмент шеи из 12 соединенных позвонков. При жизни длина A. kuehnei составляла 17,5 метра, а масса его тела достигала 14 тонн. Это удивительно большой размер для титанозавра, жившего на территории современной Европы в конце мелового периода. Между 83 и 66 миллионами лет назад Европа представляла собой архипелаг из десятка островов, и виды, которые обитали на его территории, как правило, были меньше сородичей с континентов из-за ограниченных пищевых ресурсов.

A. kuehnei принадлежит к обширному подсемейству титанозавров Saltasaurinae, обитавших на территории современных Южной Америки и Африки. От европейских сородичей они отличались меньшими размерами. Во время юрского и мелового периодов Иберо-Армориканский остров находился между Евразией, Африкой и Северной Америкой, и, вероятно, A. kuehnei оказался на нем в результате падения уровня моря, сделавшего миграцию возможной.

Находка важна для понимания эволюции зауроподов в конце мелового периода, так как открывает новый взгляд на их филогенетическую и палеобиогеографическую историю в последние 15 миллионов лет существования. Кроме того, родственные связи A. kuehnei с континентальной фауной дают представления о том, в какие моменты времени части суши были изолированы.