09.12.2022
Анна Новиковская
11 457

Палеонтологи проверили эффективность укуса саблезубого тигра

4.5

Смилодон, могучий кот, вооруженный похожими на сабли клыками, — один из самых узнаваемых животных позднего плейстоцена, хотя его биология все еще вызывает немало вопросов у палеонтологов. Анатомически сравнив смилодона с современными кошачьими и их вымершими родственниками, бельгийские ученые попытались ответить на вопрос, как этому древнему хищнику удавалось вонзать в жертву свои знаменитые клыки.

Сравнение напряжения челюстных костей при широко открытой пасти у тигра, смилодона и барбурофелиса / © Massimo Molinero

Гипертрофированные, «сабельные» клыки неоднократно возникали в эволюционной истории млекопитающих у самых разных хищников, порой — лишь отдаленно связанных друг с другом. Это явление называется конвергентной эволюцией: попав в схожие условия, организмы развивают схожие адаптации. В случае сабельных клыков это адаптация для охоты на крупных жертв.

Действительно, длинные клыки смилодона, или саблезубого тигра, были способны пробить толстый слой шкуры и подкожного жира, чтобы добраться до уязвимых органов добычи. Но чтобы привести их в «боевое положение», зверю приходилось открывать пасть примерно на 110 градусов. Насколько же эффективен мог быть укус из такого экстремального положения?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи под руководством Наримане Чатар (Narimane Chatar) из Льежского университета (Бельгия) отсканировали и смоделировали черепа, нижние челюсти и мышцы 17 видов вымерших саблезубых хищников и современных кошачьих. Изучались сила и эффективность укуса при раскрытии пасти на 30 (это характерно для нынешних больших кошек), 60 и 90 градусов, а также оценивалась нагрузка на кости черепа.

Оказалось, саблезубые хищники анатомически были адаптированы для совершения укуса при максимально открытой пасти. В отличие от современных кошачьих, у которых открытие пасти более чем на 90 градусов может привести к вывихнутой или сломанной нижней челюсти, у смилодона и других вымерших саблезубых с увеличением угла раскрытия пасти нагрузка на кости только снижалась.

Снимок и виртуальная модель черепа барбурофелиса — еще одного саблезубого хищника, не относящегося к семейству кошачьих / © Narimane Chatar

Что любопытно, эффективность укуса у саблезубых и современных кошек была сопоставима. Несмотря на более слабый укус в сравнении, скажем, с современным тигром, смилодон не менее эффективно передавал усилие от мышц на кости и зубы, вгоняя в жертву свои гипертрофированные клыки. Иными словами, несмотря на различающуюся анатомию и, вероятно, способ умерщвления добычи, саблезубые и современные тигры — одинаково эффективные убийцы.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Science.