25.04.2022
Александра Медведева

Раковины моллюсков показали, как древние люди адаптировались к изменениям климата

4.2

Анализируя изотопный состав ископаемых раковин моллюсков, обнаруженных на севере Испании, ученые оценили влияние изменений климата на жизнь древних людей. Глобальное похолодание, произошедшее 8,2 тысячи лет назад, привело к росту населения прибрежных регионов и стало причиной повышенного спроса на съедобных моллюсков.

Раковина Phorcus lineatus
Раковина Phorcus lineatus/ © Wikimedia Commons / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Глобальное потепление климата, которое мы наблюдаем сейчас, несомненно, будет иметь последствия для истории человечества. Точно так же изменения окружающей среды сильно влияли на жизнь наших далеких предков. Наиболее серьезным изменением климата за последние 11 тысяч лет считается похолодание, случившееся 8,2 тысячи лет назад. Его вызвало таяние Североамериканского ледникового покрова, в результате которого из ледниковых озер в океан поступило огромное количество холодной пресной воды, изменившей глобальную циркуляцию.

Последствия этого события задокументированы по всему миру, однако до сих пор оставалось малоизученным его влияние на человека. Теперь международной команде ученых удалось выяснить некоторые подробности жизни людей того времени. Результаты их исследований опубликованы в журнале Scientific Reports.

Авторы работы изучили состав изотопов кислорода в раковинах морских моллюсков, извлеченных из пещеры Эль-Мазо (Северная Испания). В этом месте отлично сохранились археологические слои, отражающие 1500-летний промежуток времени, включавший глобальное похолодание.

Изотопный состав раковин позволил определить температуру воды, в которой жили моллюски. Глобальное похолодание климата изменило доступность различных видов съедобных моллюсков. Так, численность наиболее часто употребляемого в пищу теплолюбивого Phorcus lineatus резко сократилась, в то время как более устойчивые к низким температурам виды P. vulgata и P. depressa, наоборот, размножились.

Ученые также выяснили некоторые подробности о добыче моллюсков в то время. Уменьшение среднего размера раковин свидетельствовало о более высоком спросе на таких беспозвоночных. Вероятно, это произошло из-за резко роста населения в районах на берегу Атлантического океана, которые оставались наиболее теплыми и привлекали людей из более отдаленных уголков континента.

Однако собиратели, жившие в окрестностях Эль-Мазо, все же не смогли полностью истощить прибрежные ресурсы, так как средний размер раковин моллюсков редко опускался ниже минимального и гарантирующего выживание особи.