25 апреля
Дарья Губина
2 226

InSight засек мощные марсотрясения на противоположной стороне планеты

4.7

Марсианский аппарат впервые «услышал» сейсмические события, произошедшие в теневой зоне. Они оказались в пять раз мощнее известного крупнейшего марсотрясения.

Долины Маринер. Ученые догадывались, что регион должен быть сейсмически активным, но засечь эту активность удалось впервые / ©NASA

К октябрю 2021 года Служба марсотрясений (MQS), анализирующая данные с марсианского аппарата InSight, внесла в сейсмический каталог Красной планеты 951 событие. Считалось, что все они произошли в радиусе 100° от датчиков аппарата. В новой статье, опубликованной в журнале The Seismic Record, ученые описали два марсотрясения, случившиеся на другой стороне планеты.

Вот уже больше 1100 солов (марсианских дней) международная команда сейсмологов анализирует данные с SEIS («Сейсмический эксперимент внутренней структуры»), главного научного прибора первой геофизической миссии на другую планету — миссии InSight. Все марсотрясения с установленным очагом, произошедшие до 976-го сола миссии, зародились в пределах 75° от аппарата, и их магнитуда не превысила 3,8. Датчики SEIS поймали несколько событий, которые случились дальше, но их очаги определить не удалось.

Два новых описанных события — S0976a и S1000a — оказались крупнейшими за все время наблюдений, и ученым удалось определить, что их очаги находятся в теневой для InSight зоне Марса.

Карта сейсмической активности Марса по данным InSight (треугольник). Розовыми точками отмечены марсотрясения с известными очагами. Закрашенная белая область — возможное местоположение очага события S1000a. Штриховой линией обозначено самое вероятное расстояние до очага S1000a (116°) / ©Horleston et al., 2022

Теневой зоной называется регион, из которого сейсмические продольные (P) и поперечные (S) волны не могут напрямую попасть в датчики сейсмометра, потому что их останавливает или искривляет ядро планеты. Тем не менее эти волны отражаются и преломляются, превращаясь в PP- и SS-волны. Именно по ним исследователи определили местоположение очагов и параметры новых событий.

Событие S0976a с магнитудой 4,2 произошло на 976-й сол миссии, 25 августа 2021 года. Его очаг находился в 146° ± 7° от InSight, в долинах Маринер, одной из самых известных геологических «достопримечательностей» Марса. Это огромная сеть каньонов глубиной до 11 километров, растянувшаяся на 4500 километров. По спутниковым снимкам разломов и оползней ученые понимали, что регион должен быть сейсмически активным, но засечь эту активность удалось впервые.

Второе событие — S1000a с магнитудой 4,1 — произошло на 1000 сол, 18 сентября 2021 года. Помимо PP- и SS- волн, сейсмограф засек Pdiff-волны — волны малой амплитуды, прошедшие границу ядра и мантии. Марсотрясение продлилось рекордные 94 минуты. Точный очаг установить не удалось, но анализ волн показал, что событие произошло на расстоянии от 107° до 147° от аппарата. Это исключает окрестности потухшего вулкана Олимп. Возможно, марсотрясение зародилось в «бороздах Альбы», разломах к западу от пологого вулкана Альба.

Благодаря этим событиям, ученые впервые «увидели» внутренние структуры теневой для InSight стороны Марса. Дальнейший анализ и данные новых марсотрясений позволят лучше разобраться в структурах коры, мантии и ядра.