07.06.2023
Анна Новиковская
6 542

Ученые нашли следы древнейших стероидов на Земле

6.6

Международная группа палеонтологов обнаружила в горных породах возрастом до 1,64 миллиарда лет древнейшие следы стероидов, что подтверждает существование в те времена сложных эукариотических организмов, ставших предками всех современных животных, включая человека.

Отложения, в которых нашли следы стероидов, находятся в Северной Австралии / © Nature, 2023 / Автор: Caristania Fabricius

По данным молекулярных часов последний общий предок всех современных эукариотов (одного из доменов живых организмов, клетки которых содержат оформленное ядро) жил около полутора миллиардов лет назад, а его прямые предки — примитивные эукариоты — должны были быть еще старше. Тем не менее палеонтологические находки того времени крайне скудны, и даже молекулярных следов присутствия эукариотической жизни ученые до сих пор не находили.

Однако группе исследователей из Австралии, Германии, Франции и США повезло: в осадочных породах среднего протерозоя (1900±100 — 1600±50 миллионов лет назад) они выявили следы протостероидов, промежуточных продуктов синтеза стероидов — важнейших биоактивных веществ в метаболизме животных и, реже, растений. Такие вещества бактериям недоступны, так что наличие стероидов в древних породах должно безошибочно указывать на существование в те времена эукариотических существ. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Судя по обилию протостероидов в горных породах, «протостероловая биота» существовала почти миллиард лет и процветала в древних морях задолго до возникновения первого растения или животного. Поскольку следы существования этих организмов обнаружили в горных породах возрастом до 1,64 миллиарда лет, они жили еще до возникновения последнего общего предка современных эукариотов и могли представлять множество побочных линий эволюционного развития, не оставивших прямых потомков.

Вероятно, представители «протостероловой биоты» были в целом крупнее и активнее бактерий, хотя неизвестно, как именно они выглядели. Также возможно, что это были первые земные хищники, охотившиеся на бактерий. В целом находка опровергает ранее сложившиеся представления о древнейшей жизни как о неоформленном «бактериальном супе»: в ранних морях нашей планеты сложились достаточно сложные экосистемы, и эукариоты сразу начали играть в них значительную роль.

Пока не известно, что погубило «протостероловую биоту» около 800 миллионов лет назад. Возможно, эти существа были метаболически адаптированы к жизни в среде с низким содержанием кислорода. Так что после того, как этот газ начал стремительно накапливаться в атмосфере, примитивные эукариоты уступили место своим более продвинутым потомкам.