23.11.2020
2 169

4.1

Ученые из институтов биологической кибернетики и Макса Планка выяснили, что люди, придерживающиеся догматичных взглядов, не склонны искать дополнительную информацию и зачастую выносят ошибочные заключения даже по простым вопросам.

Догматики оказались менее точны в своих суждениях и не склонны учитывать дополнительную информацию / ©images.squarespace-cdn.com

Исследование опубликовано в журнале PNAS. Людям с догматичными взглядами свойственна вера в то, что их мнение отображает абсолютную истину, поэтому они часто сопротивляются его менять. Чтобы изучить особенности такого мышления, ученые провели эксперимент с участием более 700 добровольцев.

Им демонстрировали простую онлайн-игру с двумя прямоугольниками с мерцающими точками. Испытуемые должны были определить, в какой фигуре точек в итоге окажется больше. После того как добровольцы делали выбор, им еще раз показывали прямоугольники, но более детально. Лишь после этого участники принимали окончательное решение. Перед экспериментом также проводили анкетирование, в ходе которого выясняли политические взгляды участников и «уровень» их догматизма.

Ученые показали, что те добровольцы, которые были более догматичными в своих взглядах, скорее отказывались от дополнительной информации и делали окончательный вывод сразу. Несмотря на то что, отказываясь от полезной уточняющей информации, они чаще ошибались, чем те, кто пытался узнать истинное положение вещей.

Таким образом, по мнению исследователей, склонность к догматизму, вероятно, связана не столько с конкретными политическими убеждения, сколько с глубинными когнитивными особенностями личности, не коррелирующими с какими-либо очевидными внешними факторами. Ведь мерцающие точки не имеют смыслового подтекста, тем не менее более догматичные люди выбирали определенную схему реакции на них.

Поэтому ученые делают вывод, что наличие какой-либо дополнительной информации (по разным вопросам) вовсе не означает, что люди будут ею пользоваться: похоже, для многих важнее иррациональная внутренняя вера во что-то, чем истинное положение вещей.