18.07.2023
5 329

Динозавры оказались едой млекопитающих

5.9

Некоторые млекопитающие мелового периода были достаточно крупны и ловки, чтобы охотиться на динозавров. Новая находка зафиксировала драматичную сцену такой схватки, причем жертвой млекопитающего хищника стал динозавр намного крупнее него.

Охота репеномама: палеореконструкция
Охота репеномама: палеореконструкция / ©Michael Skrepnick / Автор: Regulus Tremerus

Принято думать, что до мел-палеогенового вымирания млекопитающие жили «в тени» динозавров, стараясь лишний раз не показываться тем на глаза. Однако в действительности многие млекопитающие, такие как репеномамы, уже тогда были активными и успешными хищниками. Некоторые охотились даже на динозавров: в середине 2000-х палеонтологи обнаружили окаменелые остатки репеномама с фрагментами мелкого ящера внутри. А недавно была сделана новая находка, показавшая, что эти млекопитающие могли охотиться и на динозавров, которые были заметно крупнее. Статья об этом опубликована в журнале Scientific Reports.

Останки репеномамов обнаруживают на территории современного Китая. Это крупнейшие из известных нам млекопитающих мелового периода. Внешне они напоминали крысу или куницу, причем некоторые виды достигали метровой длины. В отличие от большинства млекопитающих того времени, которые были ночными и насекомоядными, репеномамы были крупнее некоторых динозавров и охотились на них. Новая находка, описанная командой во главе с Джорданом Маллоном (Jordan Mallon) из канадского Карлтонского университета, зафиксировала именно такую сцену.

Окаменелые останки Repenomamus robustus и Psittacosaurus lujiatunensis
Окаменелые останки Repenomamus robustus и Psittacosaurus lujiatunensis / ©Han et al., 2023

Окаменелость нашли в 2012 году в геологической формации Исянь (Yixian), которая находится на северо-востоке Китая и датируется ранним меловым периодом — ее возраст оценили примерно в 125 миллионов лет. Находка включает почти целый (за исключением кончика хвоста) скелет репеномама R. robustus, достигающий практически 47 сантиметров в длину, а также бипедального пситтакозавра P. lujiatunensis длиной без малого 120 сантиметров. Ученые посчитали, что оба животных на момент гибели были «подростками», входившими во взрослый период жизни.

Реконструкция последней схватки репеномама с пситтакозавром
Реконструкция последней схватки репеномама с пситтакозавром / ©Han et al., 2023

Но самым любопытным оказалось взаимное расположение останков. Пситтакозавр лежит на животе, его задние конечности вытянуты по сторонам тела, хвост завернут налево. Репеномам находится поверх него, с левой верхней стороны, изгибаясь вправо, а левая передняя лапа обхватывает челюсть динозавра, которая смещена вперед чуть сильнее обычного. При этом левая задняя конечность млекопитающего уходит под согнутую левую заднюю динозавра, сжимая ее за голень. Зубы репеномама вцепились в ребра противника.

По мнению авторов работы, гибель застигла животных в момент схватки: репеномам охотился на динозавра, хотя тот был как минимум вдвое крупнее. То, как тесно сплелись их тела, а также отсутствие других следов зубов на пситтакозавре показывает, что хищник именно охотился на живую жертву, а не поедал мертвые останки, когда извержение вулкана похоронило обоих.

В наши дни некоторые млекопитающие также охотятся на существ больше себя. Например, крупнейшие на территории России летучие мыши, гигантские вечерницы, несмотря на массу менее 50 граммов, успешно атакуют небольших птиц. Ночь облегчает им нападения: жертвы вечерниц относятся к дневным видам и в темноте видят не очень хорошо.