Ученые рассказали о рационе нодозавра, жившего более 110 миллионов лет назад

Ученые рассказали о рационе нодозавра, жившего более 110 миллионов лет назад

3.5

Хорошо сохранившиеся останки нодозавра, обнаруженного несколько лет назад на территории современной Канады, помогли установить, что именно входило в меню его предсмертной трапезы.

Borealopelta markmitchelli
Динозавр Borealopelta markmitchelli в представлении художника / © Королевский музей палеонтологии Royal Tyrrell

Более 110 миллионов лет назад, в раннемеловую эпоху, неуклюжий 1300-килограммовый «бронированный» представитель семейства нодозаврид полакомился своим последним обедом, после чего умер. Ученые предполагают, что наводнение унесло его труп в древнее море, на дне которого он и покоился — до тех пор, пока в 2011 году его хорошо сохранившиеся останки не обнаружили в шахте Форта Мак-Муррей канадской провинции Альберта.

К сожалению, изначально половина его скелета была раздроблена гигантским ковшом экскаватора на множество крупных кусков, поэтому вот уже почти десять лет исследователи из Королевского Тиррелловского палеонтологического музея (где начиная с 2017 года хранятся останки динозавра), Университета Брэндона и Университета Саскачевана (США) изучают этого травоядного нодозавра Borealopelta markmitchelli, в том числе содержимое его желудка — массу размером с футбольный мяч.

«Нахождение фактического сохраненного содержимого желудка у динозавра чрезвычайно редко, и этот желудок, извлеченный из мумифицированного нодозавра командой музея, на сегодня признан самым хорошо сохранившимся желудком динозавра из когда-либо обнаруженных», — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.

Исследователи и ранее высказывали предположения о том, чем же питались древние «господствующие рептилии», однако каких-либо доказательств этим догадкам было мало: например, предыдущие работы показали наличие семян и веток в кишечнике ящеров, но не предоставили никакой информации о конкретном виде растения. В новой же работе приводятся подробные и окончательные выводы о диете крупных травоядных динозавров.

«Наше исследование меняет то, что мы знаем о рационе крупных травоядных динозавров, — говорит один из авторов работы, Калеб Браун. — Наши результаты также замечательны тем, что они могут рассказать о взаимодействии животного с окружающей средой, детали, которые мы обычно не получаем в результате исследования одного лишь скелета динозавра».

Череп нодозавра Borealopelta markmitchelli / © Королевский Тиррелловский палеонтологический музей

Так, последняя трапеза Borealopelta markmitchelli состояла в основном из листьев папоротника (88 процентов пережеванных листовых пластин и семь процентов стеблей). «Когда мы исследовали тонкие срезы содержимого желудка под микроскопом, мы были шокированы, увидев прекрасно сохранившийся и концентрированный растительный материал», — говорят ученые.

Останки брони нодозавра Borealopelta markmitchelli / © Королевский Тиррелловский палеонтологический музей

Также обнаружилось, что динозавр был привередой и предпочитал питаться определенными видами папоротников (Leptosporangiate), не ел много листьев саговых пальм и хвойных деревьев, характерных для раннемелового ландшафта. Также в его желудке выявили 48 палиноморфов (микрофоссилий, таких как пыльца и споры), включая мох или печеночник, 26 клубочков и папоротников, 13 голосеменных (в основном хвойных) и два цветка.

Кроме того, в желудке были обломки минералов и горных пород, а также некоторое количество древесного угля от обгоревших фрагментов растений. По мнению ученых, из этого следует, что динозавр находился в месте, где недавно произошел пожар.

«Исходя из того, насколько хорошо сохранились как фрагменты растений, так и скелет самого животного, его смерть должна была произойти вскоре после приема пищи. Растения дают нам гораздо лучшее представление о времени года, чем животные, и они указывают на то, что последний прием пищи, а также смерть динозавра случились в конце весны — середине лета», — подытоживает Браун.

Недавно ученые обнаружили свидетельства массового каннибализма у динозавров, а останки гигантской древней черепахи рассказали о ее половом диморфизме и рационе питания.