01.12.2018
Олег Минаев
5 296

Кому принадлежит Луна

3.9

Земля разделена на страны, за территории которых люди воевали на протяжении многих веков. И воюют до сих пор. Но что насчет Луны? Или астероидов? Попробуем разобраться.

moon1

Скорее всего, при разговоре о том, кому принадлежит Луна, вы первым делом представляете себе Базза Олдрина, стоящего рядом с флагом США, установленным на поверхности нашего спутника — это, наверное, один из самых известных снимков с американским флагом. Меньше века назад водружение национального флага в другой части света означало заявление прав отечества на эту территорию. Означал ли американский флаг на Луне основание колонии?

Захват новых национальных территорий был крайне европейской привычкой по отношению к неевропейским частям света. В частности, португальцы, испанцы, голландцы, французы и англичане в свое время создали колониальные империи. Однако, несмотря на то, что их отношение было в высшей степени ориентировано на Европу, само юридическое понятие водружения флага для установления суверенитета очень скоро стало принятым по всему миру и стало восприниматься как неотъемлемая часть национального права.

Очевидно, астронавты задумывались о более важных вещах, чем о юридическом значении и последствиях установки того флага. К счастью, этот вопрос был разрешен еще до начала миссии. С начала космической гонки США знали, что вид американского флага на Луне вызовет у многих людей по всему миру серьезные политические вопросы. Всякое предположение о том, что Луна может стать, говоря юридическим языком, частью Соединенных Штатов, может вызвать серьезные беспокойства и международные споры, способные серьезно навредить как космической программе государства, так и его интересам в целом.

Базз Олдрин рядом с флагом США, установленным на Луне во время миссии «Аполлон-11» / © NASA

Пусть к 1969 году деколонизация практически уничтожила любое представление о том, что неевропейские части мира, пусть и населенные, не были цивилизованными и, следовательно, были оправданно подчинены европейскому суверенитету, на Луне ровным счетом не жил ни один человек. По сути, и жизни как таковой на ней не было.

Тем не менее простой ответ на вопрос, трансформировали ли Армстронг или Олдрин Луну или хотя бы ее часть: нет. Ни NASA, ни правительство США не намеревались произвести такое впечатление. Первый договор об открытом космосе

По сути, ответ на этот вопрос был закреплен Договором о космосе 1967 года, к которому присоединились и Соединенные Штаты Америки, и Советский Союз, и другие страны с космическими программами. Обе сверхдержавы согласились, что «колонизация» Земли была в ответе за невероятные человеческие страдания и многие вооруженные конфликты прошлых веков. Когда дело дошло до юридического статуса Луны, они твердо намеревались не повторять ошибку старых европейских колониальных властей. По крайней мере, это позволило избежать очередной мировой войны за «кусок земли» в открытом космосе. Таким образом, Луна стала чем-то вроде «всеобщего достояния», юридически доступным всем странам. И произошло это за два года до первого прилунения человека.

Подписание Договора о космосе 1967 года / © United Nations

Так что установка флага США была не заявлением о суверенитете, а скорее данью уважения американским налогоплательщикам и инженерам, которые сделали миссию Армстронга, Олдрина и Майкла Коллинза возможной. Астронавты привезли табличку с надписью «Мы пришли с миром от лица всего человечества». Не стоит забывать и известные слова Нила Армстронга: его «маленький шаг для человека» был «гигантским скачком» не для США, а «для всего человечества». Более того, и Соединенные Штаты, и NASA сдержали свое слово и поделились лунными камнями и другими образцами почвы с лунной поверхности с миром: передали их иностранным властям либо предоставили всем ученым доступ к ним для научного анализа и изучения. И хотя холодная война была в самом разгаре, это касалось и советских ученых.

Так что? Можно расходиться? В космических юристах теперь нет нужды?

Не так быстро. Несмотря на то что юридический статус Луны как «всеобщего достояния», доступного для всех стран с мирными миссиями, не встретил особого сопротивления, Договор о космосе оставил вопросы открытыми. Вопреки оптимистичным прогнозам, человечество не возвращалось на спутник Земли с 1972-го, что делает права на лунную территорию в большей степени теоретическими.

Точнее, так было до недавнего времени, когда было представлено несколько новых планов по возвращению на Луну. Как минимум две американские компании с серьезной финансовой поддержкой — Planetary Resources и Deep Space Industries — начали разрабатывать программы по бурению астероидов с целью добычи минеральных ресурсов. Согласно вышеупомянутому Договору о космосе, Луна и другие небесные тела вроде астероидов относятся к одной категории. Ничего из этого не может стать «территорией» какого-либо суверенного государства.

Концепт одного из астероидных зондов, разрабатываемых Deep Space Industries / © Deep Space Industries

Самый фундаментальный запрет Договора о космосе касательно получения новой государственной территории посредством водружения флага или какими-либо другими путями ничего не говорит о коммерческой эксплуатации естественных ресурсов Луны и других небесных тел. На сегодня это предмет горячих споров в международном сообществе, по которому еще не было установлено общепринятой позиции. Грубо говоря, этот вопрос можно интерпретировать двумя способами. Хотите добывать полезные ископаемые на астероиде?

Такие страны, как Соединенные Штаты Америки и Люксембург (представляющий Евросоюз), согласны, что Луна и астероиды — «всеобщее достояние». Следовательно, эти страны позволяют своим частным предпринимателям отправляться к этим объектам и добывать на них материалы с целью заработка до тех пор, пока у них есть все надлежащие лицензии и пока они следуют другим правилам Договора о космосе. Это напоминает международное морское право, согласно которому граждане любого государства могут использовать море для заработка в соответствии с установленными правилами о рыболовстве. Как только рыба оказывается в сетях рыбаков, они свободно могут ей торговать. Грубо говоря.

С другой стороны, такие страны, как Россия и — в меньшей степени — Бразилия и Бельгия утверждают, что Луна и астероиды принадлежат человечеству полностью. Таким образом, потенциальный заработок от коммерческой эксплуатации должен быть распределен между всеми землянами или, по крайней мере, должен подчиняться строгому международному режиму, чтобы гарантировать преимущества всему человечеству.

Споры об этом далеки от завершения. В то же время интерес к Луне возродился. По крайней мере, у Китая, Индии и Японии есть серьезные планы насчет нее. Соглашение по вопросу о ресурсах, полученных в космосе, должно быть достигнуто как можно скорее для всеобщего блага — будь то первый вариант или второй. Развитие такой деятельности без конкретного закона, применимого ко всем и принимаемого всеми, будет худшим вариантом. Пусть сейчас речь и не идет о колонизации, вреда это может принести не меньше.