08.05.2020
3 759

Вирусы растений избавили мышей от неизлечимых аутоиммунных заболеваний

4.6

Итальянские биологи проводят доклинические испытания модифицированных вирусов растений для лечения аутоиммунных артрита и диабета.

©John Innes Centre

Не все вирусы опасны для человека, а некоторые даже приносят пользу. Фаги, атакующие бактерий, остаются очень перспективными для лечения инфекций, устойчивых к действию антибиотиков. Искусственно модифицированные вирусные частицы могут использоваться для «точечной», адресной доставки лекарств к пораженным клеткам и при проведении генной терапии.

А недавно команда итальянских ученых нашла полезное применение вирусам растений. Неспособные размножаться в клетках животных, они совершенно безопасны, но благодаря определенным модификациям могут стать эффективными в лечении аутоиммунных заболеваний, таких как ревматоидный артрит или диабет первого типа. Об этом Линда Авесани (Linda Avesani) из Университета Вероны и ее соавторы пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Для своих экспериментов ученые использовали вирус мозаики гороха (Cowpea Mosaic Virus, CPMV) и вирус пушистого томата (Tomato Bushy Stunt Virus, TBSV). Их частицы модифицировали, так что те стали нести на поверхности человеческие белки, ассоциированные с развитием диабета (белок p524 на CPMV) либо артрита (белки pLip1 и pFADK2 на TBSV). Чтобы испытать различные методы модификации, частицы CPMV заранее полностью очищали от вирусного генома, а TBSV использовали целыми, с собственной РНК.

Такие частицы вводили мышам, модельным животным с соответствующим аутоиммунным заболеванием. Как и можно было ожидать, благодаря вирусным инъекциям иммунитет мышей смог лучше адаптироваться к болезни — и проявления ее ослабли. А при использовании вирусов TBSV с белками pFADK2 клинические проявления артрита вовсе исчезли. Ученые уверены, что в будущем модифицированные вирусы растений будут широко использоваться медиками — и продолжают доклинические испытания нового метода.