07.05.2020

Окаменелость из юрского периода рассказала об охоте моллюска на рыбу, в результате которой никто из них не выжил

Обнаруженная на юге Англии окаменелость зафиксировала палеобиологическое событие, которое произошло порядка 200 миллионов лет назад, и стала уникальной иллюстрацией того, как безрассудно и жестоко охотились древние моллюски.

Моллюск и рыба юрского периода
Изображение показывает поврежденные голову и тело Dorsetichthys bechei с зажатыми вокруг него щупальцами Clarkeiteuthis montefiorei / © Malcolm Hart, Proceedings of the Geologists’ Association

Сотрудники Плимутского университета (Великобритания) вместе со своими коллегам из Канзасского университета (США) изучили останки древнего белемнита — представителя отряда вымерших головоногих моллюсков, которые жили в юрский и меловой периоды, имели плавники, крупные глаза, роговые челюсти, чернильный мешок, щупальца с крючками и внутренний большой карбонатный ростр. Внешне они напоминали кальмаров, плавали хвостом вперед, а в длину могли достигать трех метров.

Одно из таких кальмароподобных существ обнаружили еще в XIX веке на побережье юга Англии, в юрских отложениях. С тех пор окаменелость хранилась в коллекциях Британской геологической службы в городе Ноттингем. В новом исследовании, о котором рассказывается в пресс-релизе на сайте Плимутского университета, моллюска классифицируют как Clarkeiteuthis montefiorei.

Особенность находки в том, что белемнит остался запечатленным вместе со своим несостоявшимся ужином — рыбой Dorsetichthys bechei, предположительно, из семейства сельдевых, которая оказалась для него слишком крупной добычей. Как объясняют ученые, положение щупалец рядом с туловищем рыбы неслучайно: окаменелость зафиксировала палеобиологическое событие, которое произошло порядка 200 миллионов лет назад.

Береговая линия около город Чармута в графстве Дорсет, Великобритания. Там было найдено большое количество окаменелостей / © Malcolm Hart, Proceedings of the Geologists’ Association
Изображение полной окаменелости с телом кальмара (слева) и пойманной им рыбой (справа) / © Malcolm Hart, Proceedings of the Geologists’ Association

«Начиная с XIX века формации Синий лиас и Чармутская грязь на побережье Дорсета предоставляют много важных окаменелостей, которые рассказывают нам о палеонтологии двужаберных. Мы находили много таких аргиллитов, которые содержали останки животных, ловивших свою добычу. Однако эту находку можно назвать наиболее необычной, если не исключительной, так как геологические записи содержат мало эпизодов охоты хищников. Это (обнаруженная окаменелость. — Прим. ред.) указывает на особенно насильственное нападение, которое привело к гибели обоих животных», — сказал профессор Малкольм Харт, ведущий автор исследования.

Так, окаменелость буквально иллюстрирует эпизод того, как моллюск напал на сельдь, раздавил ее туловище, но не смог проглотить, так как рыба застряла в челюстях. В итоге белемнит и его добыча погибли — и оказались погребены навеки вместе на морском дне. Второй вариант развития событий предполагает, что Clarkeiteuthis схватил рыбу, решил утащить ее на дно, чтобы избежать конкуренции с другим хищником, но попал в воды с низким содержанием кислорода и попросту задохнулся.

Ранее палеонтологи из Портсмутского университета нашли окаменелые останки нового вида древней летающей рептилии, а их американские коллеги показали, что объем останков пород и мертвых животных регулирует скорость столкновения тектонических плит.