05.06.2023
1 124

Терапия микрочастицами устранила симптомы рассеянного склероза у мышей

5.1

Американские ученые использовали терапию микрочастицами, чтобы обратить вспять разрушение защитной оболочки нервных клеток у мышей с рассеянным склерозом. По словам ученых, открытие может привести к созданию новых методов лечения не только склероза, но и других аутоиммунных заболеваний, таких как диабет первого типа.

Терапия микрочастицами устранила симптомы рассеянного склероза у мышей
Терапия микрочастицами устранила симптомы рассеянного склероза у мышей / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Рассеянный склероз (РС) — неизлечимое аутоиммунное заболевание, вызванное тем, что иммунные клетки организма ошибочно атакуют нервы, которые передают информацию в головной и спинной мозг. РС страдают почти три миллиона человек по всему миру.

Так называемые эффекторные Т-клетки, или Т-лимфоциты, — это клетки иммунной системы млекопитающих, часть первой линии защиты организма от захватчиков. Но при рассеянном склерозе Т-лимфоциты не в состоянии распознать, что защитная жировая оболочка (миелин), которая покрывает нервные клетки, — это нормальная часть организма, и атакуют ее, вызывая воспаление и разрушение тканей.

Ученые из Университета Джонса Хопкинса (США) провели эксперимент на мышах с симптомами рассеянного склероза. Их выводы представлены в журнале Science Advaces. Исследователи разработали метод введения биоразлагаемых полимерных микрочастиц в лимфатическую ткань мышей для доставки трех ключевых действующих веществ.

Первым таким веществом стало соединение интерлейкина-2 — пептида, стимулирующего выработку и рост Т-лимфоцитов — и антитела, которое блокирует определенные сайты связывания интерлейкина-2, но оптимизирует те, что имеют отношение к регуляторным Т-клеткам (T-regs). Вторым таким действующим веществом была молекула с фрагментом белка миелина на ее поверхности, который отбирает специфические для миелина T-regs, защищающие оболочку нервных клеток. И третьим «агентом» стал препарат рапамицин — иммунодепрессант, снижающий количество эффекторных Т-клеток.

Ученые вводили эти микрочастицы в непосредственной близости от лимфатической ткани мышей, чтобы стимулировать выработку и рост регуляторных Т-клеток и облегчить их поступление в центральную нервную систему через лимфатическую. Результаты исследователей показали, что у всех грызунов T-regs остановили аутоиммунную активность эффекторов против миелина, предотвратили дальнейшее повреждение нерва и дали возможность для восстановления клеток. Симптомы РС исчезли у всех мышей, а 38 процентов животных благодаря терапии микрочастицами полностью излечились.

Но ученые не собираются останавливаться на достигнутом. В ближайшее время они планируют подтвердить эффективность метода в борьбе с другим аутоиммунным заболеванием — диабетом первого типа. Пока исследования будут проводить на мышах, но ученые полагают, что их терапия имеет большой потенциал для лечения ряда аутоиммунных заболеваний и у людей. После изучения безопасности и эффективности метод испытают уже на людях.