14.02.2017
Редакция Naked Science

Смертельно опасный вирус поможет бороться с раком

Ученые использовали вирус бешенства для доставки противоопухолевых наночастиц и уничтожения раковых клеток.

beshen0

Вирус бешенства заражает нейроны и, попав в организм при укусе больного животного, движется по нервным волокнам до самого мозга. Вирус достиг большого совершенства в проникновении сквозь гематоэнцефалический барьер, который защищает ткани мозга от опасных агентов в крови. Но тот же барьер резко затрудняет доставку в мозг и важных лекарств – и вирус бешенства дает фармакологам надежду «взять» его.

Еще в 2015 г. Рэйчел Сириани (Rachael Sirianni) и ее коллеги из Нейрологического института Бэрроу в США продемонстрировали наночастицы из PLGA (полимера молочной и гликолевой кислот), покрытые гликопротеином RVG29, который вирус бешенства использует для проникновения через гематоэнцефалический барьер. Такие частицы вводились мышам инъекцией в хвостовую вену и уже два часа спустя обнаруживались в тканях центральной нервной системы. Дополнительные опыты показали, что у ГМ-мышей, страдавших глиомой, такие частицы, заполненные противоопухолевым средством камптотецином, замедляют развитие болезни.

По пути имитации вируса бешенства пошли и ученые южнокорейского Университета Сонгюнгван. Юйсек Юнь (Yu Seok Youn) и его соавторы – их статью публикует журнал Advanced Materials. Ученые также использовали вирусный гликопротеин, но наночастицы изготовили из золотых наностержней. Покрытые полиэтиленгликолем (PEG), они не только несли отдельные молекулы вируса, но и подражали его общей форме – палочковидной, с умеренными расширениями по концам. По мнению авторов, это увеличило площадь поверхности, которой наночастицы взаимодействуют с клетками, участвующими в создании гематоэнцефалического барьера, и еще это облегчило их проникновение к цели.

©Changkyu Lee et al., 2017

В отличие от использованных Сириани, такие золотые наночастицы не несут лекарственных средств, зато они могут использоваться сами по себе. Отлично поглощая лазерное излучение определенной длины волны, золотые наностержни нагреваются, убивая окружающие клетки опухоли и не оказывая влияния на другие части организма. Этот механизм ученые продемонстрировали в эксперименте на мышах, вновь инъецировав им в хвост препарат «вирусоподобных» наночастиц и использовав ИК-лазер. Луч проходил сквозь ткани организма, нагревая наночастицы до 50 °С и разрушая раковые клетки. Размеры опухоли у подопытных животных уменьшились вдвое, а у пары мышей исчезли совершенно.