Смертельно опасный вирус поможет бороться с раком - Naked ScienceNaked Science
14.02.2017, 05:55
Naked Science

Смертельно опасный вирус поможет бороться с раком

Ученые использовали вирус бешенства для доставки противоопухолевых наночастиц и уничтожения раковых клеток.

beshen0

Вирус бешенства заражает нейроны и, попав в организм при укусе больного животного, движется по нервным волокнам до самого мозга. Вирус достиг большого совершенства в проникновении сквозь гематоэнцефалический барьер, который защищает ткани мозга от опасных агентов в крови. Но тот же барьер резко затрудняет доставку в мозг и важных лекарств – и вирус бешенства дает фармакологам надежду «взять» его.

Еще в 2015 г. Рэйчел Сириани (Rachael Sirianni) и ее коллеги из Нейрологического института Бэрроу в США продемонстрировали наночастицы из PLGA (полимера молочной и гликолевой кислот), покрытые гликопротеином RVG29, который вирус бешенства использует для проникновения через гематоэнцефалический барьер. Такие частицы вводились мышам инъекцией в хвостовую вену и уже два часа спустя обнаруживались в тканях центральной нервной системы. Дополнительные опыты показали, что у ГМ-мышей, страдавших глиомой, такие частицы, заполненные противоопухолевым средством камптотецином, замедляют развитие болезни.

По пути имитации вируса бешенства пошли и ученые южнокорейского Университета Сонгюнгван. Юйсек Юнь (Yu Seok Youn) и его соавторы – их статью публикует журнал Advanced Materials. Ученые также использовали вирусный гликопротеин, но наночастицы изготовили из золотых наностержней. Покрытые полиэтиленгликолем (PEG), они не только несли отдельные молекулы вируса, но и подражали его общей форме – палочковидной, с умеренными расширениями по концам. По мнению авторов, это увеличило площадь поверхности, которой наночастицы взаимодействуют с клетками, участвующими в создании гематоэнцефалического барьера, и еще это облегчило их проникновение к цели.