• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
07.05.2022, 18:29
Мария Азарова
1
8,2 тыс

Частое потребление молочных продуктов повысило риск развития рака

❋ 4.7

Масштабное исследование показало, что у взрослых китайцев более частое потребление молочных продуктов было связано с повышенным риском развития рака печени и молочной железы. Однако установить точную причинно-следственную связь только предстоит.

Кадр из сериала «Друзья» / © Flickr / Автор: Павел Сорокин

Команда из Оксфорда, Пекинского университета и Китайской академии медицинских наук провела масштабное исследование, в котором проанализировала данные 510 тысяч человек из China Kadoorie Biobank Study. Как сообщается в работе, опубликованной в журнале BMC Medicine, в результате ученым удалось понять, влияет ли потребление молочных продуктов на риск развития разных видов раков.

Рак — одна из ведущих причин смертей среди взрослых во всем мире, в Китае от него ежегодно умирают около трех миллионов человек. Чаще всего встречаются рак легких, желудка, молочной железы и колоректальный. Основные факторы риска развития таких онкопатологий — курение, хронические инфекции, употребление алкоголя и, как считается, неправильное питание, в частности нехватка свежих фруктов, овощей и цельнозерновых в рационе, но избыток переработанного мяса.

Авторы нескольких крупных проспективных исследований ранее изучали связь молочных продуктов с вероятностью развития онкологических заболеваний. Но данные оставались противоречивыми, а некоторые специалисты заявляли, наоборот, о возможной защитной роли продуктов, вырабатываемых из молока.

Теперь ученые решили восполнить этот пробел в знаниях на примере китайской выборки — более 0,5 миллиона взрослых (от 35 до 79 лет, средний возраст составил 52 года) из десяти разных регионов страны; большинство участников были ханьцами. Как отмечают исследователи, в КНР уровень потребления молочки, в основном самогó молока, за последние десятилетия вырос, но все еще намного ниже, чем в Европе: 32,7 килограмма против 215,1 килограмма в год на человека в 2013 году. Китайцы практически не едят сыр, к тому же подавляющее большинство населения в принципе не способно правильно переваривать лактозу.

Итак, участники предоставили информацию о себе, состоянии здоровья, образе жизни и питании. Частоту потребления разных продуктов (рис, злаковые, красное мясо, птица, яйца, фрукты, молочка, соя, консервированные овощи и так далее) делили на пять категорий: четыре-шесть раз в неделю, один-три дня в неделю, раз в месяц, редко либо никогда. Людей, у которых до этого был рак, из исследования исключили.

Более 20 процентов человек рассказали, что потребляют молочные продукты не реже раза в неделю, 11 процентов — раз в месяц, 68,5 процента — никогда или редко. К первой группе относились в основном женщины, жители городов, образованные и с высоким уровнем дохода. За 10,8 года наблюдений зарегистрировали 29 277 случаев рака (показатель заболеваемости — 5,47 на 1000 человеко-лет), чаще всего выявляли рак легких (6282 случая), рак груди (2582), желудка (3577), толстой кишки (3350) и печени (3191).

«После поправки на различные вышеупомянутые независимые переменные потребление молочных продуктов было значимо и положительно связано с общим риском развития рака (скорректированный показатель — 1,09). <…> Кроме того, регулярное потребление молочных продуктов коррелировало с более высокой вероятностью развития рака печени и молочной железы (у женщин): она была выше на 18 и 22 процента соответственно. <…> Не наблюдалось значимой связи между потреблением молочных продуктов и риском развития других локализованных видов рака, включая колоректальный и предстательной железы», — пишут авторы работы.

Причем для каждых дополнительных 50 граммов молочных продуктов в день вероятность заработать какую-либо онкопатологию увеличивалась в 1,07 раза, рак печени — в 1,12 раза, груди — в 1,17 раза. Полученные результаты не зависели от других факторов образа жизни и состояния здоровья, включая ожирение, и были по большей части одинаковыми в различных подгруппах участников.

«Несколько биологических механизмов могут объяснить выводы нашего исследования. Во-первых, более частое потребление молочных продуктов способно привести к повышению уровня инсулиноподобного фактора роста-I (IGF-I) в плазме, который играет ключевую роль в клеточной пролиферации и развитии рака. Более высокие уровни IGF-I коррелируют с повышенной вероятностью возникновения нескольких видов рака, включая рак молочной железы. Недавние менделевские рандомизационные исследования показали, что эти ассоциации могут быть причинно-следственными. Во-вторых, есть убедительные доказательства того, что относительно высокое содержание аминокислот с разветвленными боковыми цепями, лактозы и IGF-I в молоке может активировать и усиливать мишень рапамицина. Это впоследствии способствует пролиферации клеток и может привести к канцерогенезу. В-третьих, насыщенные жирные кислоты и трансжиры из молочных продуктов связаны с резистентностью к инсулину и повышенным уровнем провоспалительных цитокинов, которые выступают возможными факторами риска рака печени и лимфомы соответственно. В-четвертых, наблюдаемая связь с раком молочной железы может объясняться половыми гормонами, такими как эстроген и прогестерон, содержащимися в коровьем молоке», — добавили авторы работы.

Однако они подчеркнули, что по-прежнему есть большой пробел в доказательствах, поэтому потребуются дополнительные исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
13 августа, 15:29
Татьяна Зайцева

Молодая женщина, возвращения которой из мертвых местное общество, по-видимому, сильно опасалось, имела скандинавские корни и поэтому могла считаться чужестранкой, предположили авторы нового исследования. Ученые также смогли установить много других интересных подробностей о жизни и смерти девушки.

12 августа, 20:52
Марк Чернов

Качественное дошкольное образование закладывает прочный фундамент успехов на долгие годы вперёд — вплоть до выпускного класса. Двадцатилетнее исследование показало, что дети, которые в возрасте четырех лет перед поступлением в школу посещали бесплатные государственные подготовительные классы, учатся существенно лучше сверстников, посещавших обычные детские сады с упором на простой присмотр или оставшихся на домашнем воспитании.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Скоро на молоке начнут клеить предупреждения, как на сигаретах