16.04.2020
17 997

В листьях ивы обнаружили вещество, способное уничтожать раковые клетки

4.9

В лабораторных исследованиях миабеацин показал свою эффективность против нескольких линий клеток рака молочной железы, горла и яичников, а также, что особенно важно, нейробластомы — высокозлокачественной опухоли симпатической нервной системы, которая поражает в основном детей.

Ива
Лабораторные эксперименты показали, что миабеацин убивает клетки рака молочной железы, горла и яичников / © Getty Images

Род древесных растений семейства ивовых хорошо известен как источник лекарственных соединений, самым популярным из которых признан салицин — кристаллический глюкозид салицилового спирта. Использование ивы в качестве обезболивающего началось еще несколько тысячелетий назад: например, экстракт ее коры применяли при лихорадке, болях и воспалениях.

В 1897 году немецкий химик Феликс Хоффман получил первые образцы ацетилсалициловой кислоты, которая позднее вышла на рынок под названием “аспирин” — это препарат, оказывающий анальгезирующее, жаропонижающее и противовоспалительное действие. Кроме того, считается, что ацетилсалициловая кислота снижает риск заболеть раком — в частности, груди и толстой кишки.

Теперь ученые из исследовательского центра Rothamsted Research (Великобритания) и онкологи из Кентского университета обнаружили в листьях ивы (виды S. miyabeana и S. dasyclados) еще одно химическое вещество — циклодимерный салициноид, — названное миабеацином и обладающее большим потенциалом для уничтожения раковых клеток, в том числе резистентных к другим лекарствам. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

«Поскольку устойчивость к лечению — серьезная проблема при раковых опухолях, таких как нейробластома, требуются новые лекарства с новыми способами действия, и миабеацин, вероятно, предлагает нам эту возможность”, — сказал один из руководителей исследования, профессор Майкл Бил.

Он также отметил, что структурно миабеацин содержит две группы салицина (активный компонент аспирина), которые дают ему “двойную дозу” действия. Таким образом, хотя фармацевтическая активность салицина уже давно и хорошо известна, свойства миабеацина могут быть еще выше.

Действие миабеацина проверили в лаборатории: выяснилось, что это вещество эффективно против нескольких линий клеток рака молочной железы, горла и яичников. Кроме того, что особенно важно, аналогичные результаты были получены в отношении нейробластомы — самой распространенной формы опухоли среди детей в возрасте до 15 лет. В таких случаях шансы на благополучный исход составляют менее 50 процентов.

«Возможно, из-за успеха аспирина современная наука в основном пренебрегала оценкой других салициноидов, содержащихся в иве. <…> Но лекарственную активность растительных экстрактов ивы нельзя объяснить только уровнями салицина, что указывает на возможность появления новых биологически активных или синергетических метаболитов”, — отмечают авторы работы. По словам ученых, их следующим шагом будет увеличить производство миабеацина из выращиваемой ивы и получить больше данных для дальнейшего медицинского тестирования.

Ранее ученые опровергли популярное мнение о том, что жирные кислоты омега-3 защищают организм от рака, а их коллеги получили первые снимки кислорода в опухоли в процессе лучевой терапии.