10.07.2020
61 205

Ученые определили белок, стимулирующий «омоложение» мозга во время физических упражнений

5.2

Белок, выделенный из крови «тренированных» мышей, запускает такое же улучшение когнитивных функций и без всяких физических нагрузок.

Польза физической активности хорошо известна. Ученые демонстрировали положительное влияние упражнений на сердце, легкие и даже мозг. Новые эксперименты помогли выделить из крови мышей белки, которые запускают «омоложение» мозга во время физических нагрузок — или даже без них: те же белки стимулировали те же процессы у совершенно неподвижных животных, давая надежду на долгожданные таблетки, способные заменить регулярные походы в спортзал.

Известно, что переливание крови молодых и здоровых мышей старым и больным улучшает их состояние, поэтому ученые разных стран ведут поиски и исследования белков и сигнальных молекул, которые могут вызывать эти эффекты. Аналогичные эксперименты проводятся в лаборатории Сола Вилледы (Saul Villeda) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, где ученые решили проверить, как будет воздействовать кровь тренированных животных на малоподвижных.

Поместив одних (немолодых) грызунов в клетку с колесом и дав им вволю бегать в течение шести недель, исследователи забрали их кровь и перелили таким же мышам, которые содержались без доступа к «тренажерам» и вели малоподвижный образ жизни. Переливание производилось восемь раз на протяжении трех недель, и в течение этого времени ученые следили за их когнитивными способностями, проводя тесты в лабиринте и тому подобном.

Оказалось, они улучшались практически так же, как у мышей, которые непрерывно тренировались, — об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science. Авторы сравнили состав белков в крови у тех и других животных, заметив, что у тренированных грызунов она содержит повышенные количества фосфолипазы D1 (Gpld1) — одного из сигнальных белков, производящихся в печени.

Следующие опыты подтвердили, что искусственная стимуляция Gpld1 у возрастных и малоподвижных мышей на протяжении тех же трех недель приводит практически к таким же улучшениям показателей в когнитивных тестах, что и настоящие физические упражнения. Ученые также изучили содержание Gpld1 в крови пожилых людей, показав, что у регулярно тренирующихся его присутствует больше. Похоже, он аналогичным образом действует и на мышей, и на нас, давая надежду на то, что рано или поздно медикам удастся его расшифровать и создать препарат, способный имитировать положительные эффекты физических нагрузок.