25.04.2018
Редакция Naked Science

Физическая активность омолодила сердце взрослых мышей

Активный образ жизни и физические нагрузки помогли клеткам сердечной мышцы мышей восстанавливаться быстрее.

160405_sci_animal-welfare-act

Группа американских и французских ученых провела исследование на лабораторных мышах и обнаружила: физическая активность стимулирует формирование новых кардиомиоцитов — клеток мышечной ткани сердца. У грызунов, имевших постоянный доступ к беговому колесу, появлялось в среднем в 4,5 раза больше новых кардиомиоцитов, чем у «ленивых» грызунов. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Разрушение клеток сердечной мышцы связывают со многими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Возможность обновления клеток принципиально важна и для профилактики проблем, и для восстановления организма после болезней — например, инфаркта. Известно, что клетки мышечной ткани человеческого сердца могут восстанавливаться, хотя и сравнительно медленно. У 25-летнего человека ежегодно обновляется около 1% кардиомиоцитов, с возрастом это число падает. Исследователи ищут новые методы, которые помогут ускорить обновление клеток.

Авторы новой работы предположили, что таким методом могут стать физические нагрузки — известно, что они полезны для здоровья сердца в целом. Опыты проводили на двух группах взрослых лабораторных мышей. Первую группу держали в клетках с беговыми колесами, и мыши пробегали до пяти километров каждый день, вторая группа вела «сидячий» образ жизни.

В клетки мышей ввели метки на основе нуклеозида тимидина и определенного изотопа азота (15N-thymidine), способные распознавать ДНК, синтезирующуюся в клетках перед их делением. Метки позволили отследить, где возникают новые кардиомиоциты. У активных мышей возникало в 4,5 раза больше новых клеток, чем у второй группы. Эксперимент повторили с мышами, пережившими инфаркт. У группы, имевшей доступ к физическим нагрузкам, клетки активно восстанавливались, при этом область появления новых клеток была шире.

Авторы работы подчеркивают: точно сопоставить интенсивность физической нагрузки у человека и мыши сложно. Выяснить, как именно активность помогает восстановлению клеток человеческого сердца, позволят новые исследования.

Ранее ученые создали «биогибридный» композитный материал для визуализации работы клеток сердца.