Физическая активность омолодила сердце взрослых мышей — Naked Science
25.04.2018

Физическая активность омолодила сердце взрослых мышей

Активный образ жизни и физические нагрузки помогли клеткам сердечной мышцы мышей восстанавливаться быстрее.

160405_sci_animal-welfare-act

Группа американских и французских ученых провела исследование на лабораторных мышах и обнаружила: физическая активность стимулирует формирование новых кардиомиоцитов — клеток мышечной ткани сердца. У грызунов, имевших постоянный доступ к беговому колесу, появлялось в среднем в 4,5 раза больше новых кардиомиоцитов, чем у «ленивых» грызунов. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Разрушение клеток сердечной мышцы связывают со многими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Возможность обновления клеток принципиально важна и для профилактики проблем, и для восстановления организма после болезней — например, инфаркта. Известно, что клетки мышечной ткани человеческого сердца могут восстанавливаться, хотя и сравнительно медленно. У 25-летнего человека ежегодно обновляется около 1% кардиомиоцитов, с возрастом это число падает. Исследователи ищут новые методы, которые помогут ускорить обновление клеток.

Авторы новой работы предположили, что таким методом могут стать физические нагрузки — известно, что они полезны для здоровья сердца в целом. Опыты проводили на двух группах взрослых лабораторных мышей. Первую группу держали в клетках с беговыми колесами, и мыши пробегали до пяти километров каждый день, вторая группа вела «сидячий» образ жизни.

В клетки мышей ввели метки на основе нуклеозида тимидина и определенного изотопа азота (15N-thymidine), способные распознавать ДНК, синтезирующуюся в клетках перед их делением. Метки позволили отследить, где возникают новые кардиомиоциты. У активных мышей возникало в 4,5 раза больше новых клеток, чем у второй группы. Эксперимент повторили с мышами, пережившими инфаркт. У группы, имевшей доступ к физическим нагрузкам, клетки активно восстанавливались, при этом область появления новых клеток была шире.

Авторы работы подчеркивают: точно сопоставить интенсивность физической нагрузки у человека и мыши сложно. Выяснить, как именно активность помогает восстановлению клеток человеческого сердца, позволят новые исследования.

Ранее ученые создали «биогибридный» композитный материал для визуализации работы клеток сердца.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.