Археологи уточнили время изобретения плетеных нитей — Naked Science
10.07.2020

Археологи уточнили время изобретения плетеных нитей

5.8

Реконструкция показала, что уже 120 тысяч лет назад люди носили продырявленные раковины на плетеных нитях изо льна — вскоре эта технология позволит шить одежду, изготавливать сумки и сети.

©Craig Foster

Моллюски с древнейших времен служили важным источником пищи для людей, живших у побережья. Пустые раковины в изобилии обнаруживаются среди массы костей и прочих «объедков», оставленных древними Homo sapiens в израильской пещере Мислия, в слоях, датированных возрастом от 160 тысяч аж до 240 тысяч лет. Находят их и в пещере Кафзех, расположенной в нескольких десятках километрах.

Эти раковины на 40 тысяч лет моложе мислийских, причем в них проделаны отверстия — очевидно, чтобы нанизывать их на нить. Судя по сохранившимся следам охры, эти раковины могли использоваться для украшения. Но главное — они могут указывать на важнейший в предыстории человечества момент изобретения нити, без которой невозможно ни шитье одежды, ни плетение рыбацких снастей. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале PLOS One.

Продырявленные раковины из пещеры Кафзех / ©Oz Rittner

Сама растительная нить не сохранилась, поэтому авторы работы провели эксперименты с реконструкцией. Собрав такие же раковины двустворчатых моллюсков Glycymeris, они стирали их поверхность песком, древесиной, глиной, кожей, растительными волокнами и тому подобным, после чего исследовали повреждения под электронным микроскопом. Ученые даже нанизывали раковины на нить из дикого льна и носили их, изучив затем оставленные царапины. Именно такие следы оказались идентичны тем, что сохранились на древних раковинах.

Похоже, изобретение нити состоялось где-то в промежутке между 160 тысячами и 120 тысячами лет назад, которые разделяют стоянки в Мислии и Кафзехе. Ее плетение позволяет получать более длинные веревки, нежели любой отрез кожи животного, открыв перед древними людьми совершенно новые перспективы.

Но вот кем были эти люди, пока остается неизвестным. В тот период сапиенсы постоянно контактировали с неандертальцами. Более того, в Кафзехе и Мислии они сменяли друг друга на протяжении десятков тысяч лет, да и древнейший плетеный шнур (возрастом 40-50 тысяч лет) найден на стоянке неандертальцев во Франции. Возможно, заслуга эпохального изобретения принадлежит именно им.

Немецкие ученые показали, что отсутствие мясной пищи в рационе связано с повышенным риском депрессивных расстройств.

В России разрабатывают перспективную гиперзвуковую ракету воздушного базирования. Ее, в частности, сможет применять стратегический бомбардировщик, создаваемый по программе ПАК ДА.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.