25.07.2023
Юлия Трепалина
12 109

Суперклетки-убийцы помогли победить рак на конечной стадии

5.7

Ученые выяснили, что пациентам на последней стадии рака удалось выздороветь благодаря усиленным Т-киллерам — белым кровяным тельцам, которые иммунная система человека учит распознавать и уничтожать угрозу вроде вирусов и опухолевых клеток. У прошедших иммунотерапию людей эти суперклетки-убийцы атаковали рак сразу несколькими способами, что и позволило победить смертельную болезнь.

Т-киллеры атакуют раковую клетку / ©Getty Images / Автор: Иван Беляев

Специалисты из Кардиффского университета (Великобритания), работу которых опубликовал журнал Cell, обнаружили у переживших рак людей новую, более совершенную разновидность Т-киллеров, способную распознавать одновременно несколько мишеней на злокачественных клетках. Это важное открытие, поскольку ранее считалось, что каждый Т-киллер, вводимый пациентам во время иммунотерапии, атакует только одну цель на раковой клетке.

Исследователи изучили данные 31 пациента с поздними стадиями рака, которые в течение последнего десятилетия проходили лечение лимфоцитами, проникающими в опухоли (Tumor-infiltrating lymphocyte, TIL), в Национальном центре иммунной терапии рака в Херлеве (Дания).

TIL-терапия — это форма иммунотерапии, при которой белые кровяные клетки (лимфоциты) берутся из опухоли, размножаются в лаборатории, после чего в увеличенном количестве возвращаются пациенту, чтобы помочь иммунной системе человека уничтожать рак. В рассмотренных случаях всем пациентам вводили выращенные таким способом Т-киллеры.

©Cell (2023)

Исследователи сосредоточили внимание на успешных исходах TIL-терапии. Клетки крови пациентов, поборовших рак, заново подвергли воздействию сохраненных образцов опухолевых клеток, чтобы увидеть, какие Т-клетки среагируют. Оказалось, даже спустя год после излечения у пациентов наблюдается очень сильный иммунный ответ Т-киллеров на рак, который они победили.

Изучая, как клетки — убийцы рака отличают пораженную ткань от здоровой, специалисты обнаружили у нескольких пациентов «‎многоцелевые»‎ Т-киллеры, способные распознавать многочисленные изменения белков внутри опухолевых клеток.

Сравнение с обычными противораковыми Т-киллерами показало, что их усиленный вариант, полученный из крови переживших онкологическое заболевание людей, гораздо лучше распознает рак и может реагировать на большинство его типов.

«‎Важно, что мы наблюдали большое число многоцелевых Т-киллеров у победивших рак. Прежде мы не находили их у людей с прогрессирующей болезнью. Число пациентов пока невелико, но есть вероятность, что многоцелевые Т-киллеры связаны с полной ремиссией и выздоровлением от рака», — заявил руководитель исследования, профессор Кардиффского университета Энндрю Сьюэлл.

Выводы медиков продемонстрировали, что способность пациентов побороть рак на последних стадиях — не случайная удача, а закономерный процесс, обусловленный «‎многоцелевыми» Т-киллерами. Значит, есть надежда разработать терапию, которая будет целенаправленно опираться на такие Т-киллеры и поможет людям даже на сравнительно поздних стадиях заболевания. Однако, чтобы убедиться в эффективности подхода на практике, потребуются дополнительные исследования на более широкой выборке пациентов.