Исследователи определили, как предотвратить метастазы при раке — Naked Science
Мария Кривоченко

Исследователи определили, как предотвратить метастазы при раке

3.2

Команда биологов обнаружила клетки, которые не дают «спящим» в организме раковым клеткам «просыпаться» и образовывать метастазы.

Микрограф рака щитовидной железы / ©Wikipedia

Метастазы могут развиваться в организме даже спустя годы после явно успешного лечения. Они происходят из раковых клеток, которые мигрировали из исходной опухоли в другие органы, и могут бездействовать там в течение длительного периода времени. Теперь ученые обнаружили, как эти клетки просыпаются и образуют метастазы. Выводы опубликованы в журнале Nature.

Команда из Базельского университета и Университетской больницы Базеля (Швейцария) использовала мышей и образцы тканей человека. Ученые исследовали раковые клетки, которые первоначально мигрировали из опухоли молочной железы в печень. Там они некоторое время оставались «спящими», а затем «просыпались», образуя метастазы.

Результаты показали, что ключевую роль в таком переходе играют два типа клеток. Один из них — клетки-киллеры, иммунные клетки, которые убивают аномальные или инфицированные клетки, а также могут замедлять их пролиферацию. По-видимому, они контролируют раковые клетки, выделяя интерферон гамма, который удерживает их в спячке.

Другой тип клеток — клетки Ито — подавляет иммунные клетки и побуждает раковые «проснуться». Причины могут быть разными: например, хроническое воспаление в организме или персистирующая инфекция, объяснили авторы исследования.

Результаты работы определили несколько возможных методов профилактики метастазов. Среди них — иммунотерапия на основе интерлейкина-15, который увеличивает количество естественных киллеров в ткани, и интерфероновая гамма-терапия, поддерживающая раковые клетки в состоянии покоя. А также ингибиторы механизма, посредством которого клетки Ито парализуют киллеры. Соответствующие методы лечения уже существуют, но их нужно тестировать.

«Так называемый период спячки у раковых клеток — важное терапевтическое окно, в котором количество раковых клеток и их гетерогенность еще поддаются контролю. Поэтому понимание клеточных и молекулярных механизмов, определяющих эту самую спячку, имеет решающее значение для предотвращения рецидива рака», — рассказал профессор Мохаммед Бентирес-Альдж, руководитель исследования.

На следующем этапе ученые намерены доказать, что стимуляция естественных клеток-киллеров предотвращает метастазирование у людей. Помимо этого, они изучают способы избежать метастазов не только в печени, но и в других органах.